Автор отзыва:
Об опере "Летучий голландец", которую поставил Константин Богомолов в театре "Новая Опера" будут спорить и ломать копья критики, театралы и простые зрители. Ибо оперу в жанре "чёрный юмор" в России не ставил ещё никто. Забудьте о либретто, которое идёт в программке к спектаклю. Ибо оно ни коим образом не соответствует сценическому действию.
Это опера-пародия, это фарс, это стёб. Мы видим отсылки к "Синей Бороде" Шарля Перро, к оперетте "Принцесса цирка" Кальмана, фильму "Свинарка и пастух" Пырьева, немому фильму "Носферату. Симфония ужаса" 1922 года, "Молчанию ягнят", к творчеству Михаила Круга. Это неожиданно, и да, это смешно. И надо читать титры, которые идут над сценой. Ибо, повторяюсь, весь смысл в этом тексте. А он хулиганский.
Опера идёт, как и положено, на немецком языке, музыка Вагнера, ничего не изменено, но... Действие происходит в Сибири в 1993 году. Из тюрьмы в Соликамске, убив часовых, бежит маньяк, который перерезал горло женщинам, которых любил, за измены.
А в тайге разбивается самолёт, на котором летели артисты Московского театра оперетты. Но "их смерть была лёгкой, потому что они были в стельку пьяны". А дальше сей маниак находит место крушения и разделывает кого-то из артистов. Кушать же в тайге что-то надо. А при нападении на него волков скармливает части тела им. "Покушайте волки, артистов оперетты! Они художники и мясо у них нежное, как души", - говорит им маньяк. Это цитата из текста. Не знаю, чем Театр Оперетты насолил Богомолову, но тут я смеялся от души ибо многие в Москве знают, что некая Алина из Московского театра оперетты уничтожила мой канал на Youtube, так как я выложил видео с одного из спектаклей, на который театр меня же и пригласил, осветить его. А там были мои интервью и записи с известными артистами, музыкантами, художниками, редкими записями симфонических концертов.
А в то же время на дороге попадает в пургу автобус с работягами. И помощник начальника сжигает скрипки, готовя еду и греясь под "Песню о Москве" из фильма "Свинарка и пастух". Нет, музыка всё та же - Вагнера, но текст над сценой цитирует слова из этой песни.
Но, надо сказать, что Богомолов страшно далёк от народа и реалий. Ибо помощник говорит боссу, что он вспоминает Марину с трёх вокзалов, которой отдал все деньги вырученные за шкурки зверей. Не мог он отдать такие деньги проститутке с трёх вокзалов, разве что по большой пьянке. Ибо там самые отбросы торгуют своим телом. Даже в 1993 году так было.
Тут-то они и встретились - Начальник и Маньяк. При этом маньяк представился артистом Театра Оперетты надев на себя маску. И снова идёт цитата, теперь уже из "Принцессы цирка": "Устал я греться у чужого огня..."
Сговорившись о свадьбе с дочерью Начальника они поют дуэт "Мы проживём долгую счастливую жизнь", но идёт он на фоне прогулки по кладбищу, что, как бы, намекает, что жизнь будет короткой и несчастной.
Интересна сцена объяснения Сенты (кстати, почему имя оставлено не русское?) с женихом, метеорологом Георгием, когда он пытается понять, почему та влюбилась в портрет маньяка. Она, видите ли, психолог, и он ей интересен. При этом Георгий типичный интеллигент из 70-х, с гитарой, участник Грушинского фестиваля. Он поёт: "Ты у меня одна, словно в ночи Луна". Не забываем, что это по тексту. Музыка и арии все идентичные.
Очень хорош хор в сцене в бане. Нет-нет, никакой пошлости, все одеты. По телевизору "На-На" поёт "Фаину". Кстати, это уже из начала 90-х
Тут ещё есть и пародия на "Аленький цветочек" Аксакова
Недостоверно видеть прихожан со священником во главе, которые пришли к тюрьме с подарками, едой и самогоном, поздравить заключённых с Пасхой, при этом убеждая часовых покинуть вышки и присоединиться к празднику. Но, если учесть, что это комедия абсурда, тогда можно просто закрыть на это глаза.
Конечно же, не обошлось без избиения маньяка при его поимке сотрудниками тюрьмы. Ну надо же было Богомолову где-то по советской власти пройтись.
Ну и заключительная сцена приезда Сенты к маньяку в тюрьму повеселила. Он, в маске из "Молчания ягнят", бросает Сенте в упрёк, что она вышла замуж за метеоролога Георгия: "Это всё равно, что предпочесть Высоцкому Визбора".
Сента, проникнувшись, самоубивается неизвестно как пронесённым ей ножом. А маньяк и рад: "Её смерть - вершина моей жизни!"
Очень смелый эксперимент "Новой Оперы", Балета "Москва", Пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского и Константина Богомолова. Зритель должен обладать чувством юмора и знанием фильмов и пьес, которые пародируются в спектакле и пониманием того, что "чёрный юмор" может существовать не только в кино, но и на сцене.
Константин Богомолов
Фото: Михаил Брацило / Москультура