Диалог – не просто жанровое определение, а реальный формат спектакля, в котором соединяются две реальности, два уровня смыслов. Первый - живой диалог со зрителями, который здесь и сейчас ведет протоиерей Артемий. Второй - события 100-летней давности, поэтический спектакль, повествующий о последних днях жизни венценосной семьи Романовых.
Отец Артемий Владимиров - протоиерей Русской православной церкви, духовник Алексеевской женской обители в Москве, филолог-русист, педагог высшей категории, член Союза писателей России, высокообразованный интеллектуал, автор книги «Государев венец», ставшей основой спектакля Нового Театра. Священнослужитель прославился своими неординарными проповедями и умением дать ответы на самые важные вопросы, тревожащие людей вне зависимости от их религиозных взглядов. Ответил он и на наши вопросы.
Какие смыслы несет спектакль «Государев венец» сегодня?
«Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал, что «русская идея» воплощается в освященной государственности, органичным выражением которой была народная монархия в России. Спектакль, освещая последние месяцы страдальческого пути Царской Семьи, и поднимает вопросы ответственности власти перед Богом и судом истории; нравственного призвания личности; судеб России в окружающем ее мире.
К каким вопросам Вы готовы в личном общении со зрителями?
Священник должен быть готовым к любым вопросам, если они задаются чистосердечно.
Что на Ваш взгляд сегодня волнует общество?
Общество всегда волнуется, подобно морской стихии, а СМИ еще и будоражат умы и сердца людей намеренно. Как правило, это вопросы общественно-политического и экономического характера. Задача пастыря перевести эти вопросы в область духовную и нравственную.
Диалог о. Артемия с публикой – непредсказуемая импровизация, которая становится частью спектакля о трагических днях жизни последнего императора России. Документальная история любви, уважения, искренних и глубоких отношений между Николаем Александровичем, Александрой Федоровной, наследником и Великими Княжнами раскрывается не только как трагический исход судьбы российской монархии, но и как образец идеальной русской семьи, основанной на любви и строгости, уважении и требовательности, жертвенности и мужестве.
Важнейшим аспектом спектакля становится осмысление роли и статуса монарха, его ответственности не только за близких, но за Отечество, за ход истории. Как совместить чувства любящего отца и мужа с ролью лидера страны, переживающей тектонический сдвиг?
Неслучайно в спектакле появляется образ казненной французской королевы Марии-Антуанетты. И возникает еще одна тема – покаяния народа, допустившего убийства Помазанника Божия.
Стихотворные строки, звучащие из уст Марии-Антуанетты:Отринув сон, молитесь, девы!
Казненная поныне ждет:
Поймет ли что-нибудь народ,
Навек лишенный Королевы…
вызывают в памяти строчки другого стихотворения, принадлежащего поэту, офицеру русской армии Сергею Бехтееву, передавшему список Великой княжне Ольге Романовой в Ипатьевский дом незадолго до расстрела:
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов…
Авторы: протоиерей Артемий Владимиров, Лариса Бравицкая.
Режиссер: Валентин Клементьев
В роли императора Николая II народный артист России Валентин Клементьев
В роли императрицы Александры Федоровны заслуженная артистка РФ Татьяна Шалковская
Ольга – Дарья Дуженкова
Татьяна – Софья Кронгауз
Мария – Валерия Мишина
Анастасия – Соня Селезнева
Воронов – Владимир Антонов
1-й офицер – Артур Ахикян
2-й офицер – Григорий Шариков
3-й офицер – Кирилл Анохин.
Продолжительность спектакля: 1 час 30 минут без антракта.
Даты и время:
23 мая, 19:00
25 июня, 15:00.
Место проведения: главная резиденция Нового театра – усадьба Салтыковых-Чертковых по адресу: Москва, Мясницкая улица, дом 7, стр.2.
16+
Попечительский совет: УГМК, Московский экономический форум, корпорация «Синергия», ИКП.
Информационные партнеры: ТВ «Спас», журнал «Фома», КП.радио, КП.Афиша.
Фото: пресс=служба Нового театра