Автор отзыва:
А интереснейшая вещь - спектакль "Соборяне" по роману Николая Лескова получилась у режиссёра спектакля Полины Агуреевой и маэстро Юрия Башмета, который отвечал за музыкальную часть спектакля вместе с камерным оркестром "Солисты Москвы".
Совсем необычно было видеть маэстро Башмета во всём белом, ибо, как известно, он предпочитает чёрное. Да ещё и с оркестром в камышах. Именно так выстроена декорация, где на переднем крае пригорки, а сбоку стоит покосившийся остов то ли старой мельницы, то ли разрушенной церкви.
Юрий Башмет
Вообще текст "Соборян" очень сложный и поставить по нему спектакль дело непростое. Но Полина Агуреева блестяще справилась с такой ответственностью сделав очень интересную театральную версию этого романа. Кстати, она же играет и роль Нальи Николаевны в этом спектакле, где она абсолютно точно показала верную жену священника Савелия, которая во всём поддерживает его и взяв на себя слишком много работы, подорвав здоровье, возносится на небеса.
Дмитрий Бозин, актёр: "Потрясающий. глубокий, очень мощный спектакль и самое главное. что вся фактура спектакля: музыкальная, пластическая, ежесекундное актёрское существование. Удивительная режиссёрская работа Полины Агуреевой. Здесь настолько всё хрупкои и, кажется. что это сию секунду и не верится, что это хоть сколько-то поставлено. Но ты прекрасно понимаешь, как мощно это сложено в одну огромную идею. Великолепная сценография, удивительные ощущения: ежесекундно ты внутри. И просто бешеное наслаждение актёрской и режиссёрской, и интеллектуальной, и какой-то невероятной, мощнейшей духовной жизнью".
Дмитрий Бозин
Текст Лескова оказался очень современным, как-будто написанным сегодня, и Полина Агуреева мастерски перекинула мост из века девятнадцатого в век двадцать первый. В воздухе пахнет революцией. Агитаторы-провокаторы умело ведут свою пропаганду, ловя на ней учителя Варнаву: "Уже многие наши хорошо живут, потому что ведут пропаганду". Что-то и кого-то это напоминает, не правда ли? И именно Варнава, который украл человеческие кости, чтобы их сварить, для опытов, считает всех тёмными людьми и мечтает свалить в Европу. "А вы знаете ли, что свобода не дается, а берется?", - говорит он. Хочется отметить очень мощную игру Антона Лызо в роли Варнавы.
Варнава - Антон Лызо
Здесь же затронута и тема церковного раскола. Именно отец Савелий в исполнении Ильи Шакунова пытается противостоять ему. Он читает проповеди и в это время напоминает Христа, стоящем на возвышенности и освещаемом лучом света, а вокруг, в это время его слушают прихожане. Но именно церковь и запрещает ему в служении, когда он выступает в защиту крестьян. Ибо: "Религия может быть допускаема только как одна из форм администрации. А коль скоро вера становится серьезною верой, то она вредна, и ее надо подобрать и подтянуть".
и: "Вера - роскошь, которая дорого народу обходится" Опять что-то напоминает.
Савелий - Илья Шакунов
Спор предводителя дворянства Туганова (Александр Андриенко) с Варнавой как-будто происходит сегодня. Он и о роли Запада, и о либерализме, и о демократии, которая в России не нужна.
"Да, и на кой черт она нам теперь, революция, когда и так без революции дело идет как нельзя лучше на нашу сторону…".
Туганов - Александр Андриенко
И таких параллелей в спектакле очень много: "...у нас в необходимость просвещенного человека вменяется безверие, издевка над родиной, в оценке людей, небрежение о святыне семейных уз, неразборчивость, а иносказательная красавица наша, наружная цивилизация, досталась нам просто..."
Захария - Максим Литовченко
"Соборяне" - это очень русский спектакль, где проходит вечная древнерусская тоска с бесшабашным пьяным весельем, на котором, под чарку водки, обсуждаются обычные житейские вопросы, которые касаются политики.
– Польки – другое дело, – заговорила акцизница. – Почему другое? – Они любят свое отечество, а мы свое ненавидим. – Ну так что же? У полек, стало быть, враги – все враги самостоятельности Польши, а ваши враги – все русские патриоты.
Кухонные разговоры, которые были и будут всегда. Так уж заведено на Руси.
Да ведь пить-то – это веселие Руси есть, это национальное, и водка все-таки полезнее веры: она по крайней мере греет.
И тут же есть вздорная барыня Марфа Плодомасова в исполнении Натальи Егоровой, которая, однако весьма умна и понимает существующее положение дел. Она разговаривает с Савелием, как с единственным умным человеком в её окружении.
... бесполезное это дело: дураков учить всё равно что мёртвых лечить.
Марфа Плодомасова - Наталья Егорова
Музыку к спектаклю написал Валерий Воронов. Она очень тонкая и проходит связующей нитью сквозь весь спектакль, который заканчивается песней, которую начинает Полина Агуреева, а потом подхватывают все артисты. Это такой мощный русский мотив, под который на заднике появляется изображение святых. И у публики наступает катарсис. Артистов не отпускали со сцены устроив овацию. Можно сказать, что "Соборяне" - это спектакль русской души.
"Мы, русские, сколь ни яровиты порой, но, видно, незлопамятны, может потому, что за нас и заступиться некому"
Полина Агуреева
Фото: Михаил Брацило / Москультура