Автор отзыва:
Альтист и дирижер Юрий Башмет высказался об участии иностранных артистов в российских фестивалях, и заявил, что нынешнее время должно обязательно привести к появлению новой музыки.
Текущее сложное время непременно приведет творческих людей к созданию новых прорывных произведений, считает Юрий Башмет.
«Мне кажется, сейчас такое острое время, как уровни возбуждаемости вулкана. Первая, вторая, третья степень, когда туристов уже на гору не пускают. Четвертая стадия — это извержение вулкана. Так вот, извержения у нас еще не произошло, мы пока на третьей стадии. И это у творческих людей порождает новые темы, особую остроту восприятия. У нас появятся шедевры в литературе, музыке. Души людей находятся в кульминационной фазе, уже звучит крещендо. И я не сомневаюсь, что появятся новые замечательные произведения. А вот кульминации, того извержения кратера, я боюсь»/
В качестве реальной истории создания гениальных произведений под воздействием катаклизмов в обществе Башмет привел «Метаморфозы» Рихарда Штрауса.
«Я уверен, что нас ждут новые шедевры. Например, после Сталинградской битвы Рихард Штраус написал произведение «Метаморфозы», а рабочее название у него было «Реквием по погибшей Германии». Штраус был главным музыкантом в гитлеровской Германии, а жена у него — еврейка. Когда ее арестовали, Рихард добился аудиенции у Гитлера, и договорился, что ее не тронут, а он слагает себя все посты и ведет уединенную жизнь. Главное, что есть импульсы, как Сталинградская битва. Слушатель может об этом не знать, он наслаждается изысканной музыкой. И сейчас идут импульсы со всех сторон. Музыка обращается к личности, а не к стаду».
Юрий Башмет
Из уже написанной яркой музыки маэстро привел музыку Валерия Воронова к музыкально-драматическому спектаклю "Ибсен. Recycle" по прозе Ибсена с отсылками к Эдварду Григу, и назвал ее «крайне неожиданной». В качестве незадействованного «резерва» для композиторов Башмет назвал мелодичность.
«Почему сегодня никто не может написать Шестую симфонию Чайковского? Было такое время, когда было стыдно писать красивые мелодии на привычные гармонии. А вот Чайковский не стыдился. Да, Рахманинов пытался избегать такого, но во Втором концерте у него огромное количество мелодий, которым и Чайковский позавидовал бы. Я не призываю всех композиторов возвращаться к мелодичности. Но призываю не отбрасывать ее. Мы прошли через невероятные эксперименты со звуком. Но если сегодня вернуться к мелодичности, то с учетом набранного в экспериментах опыта это уже не будет банальным. Тот же Кузьма Бодров очень интересно экспериментирует с этим».
Юрий Башмет
Вопросы про «отмену культуры» в мире не очень интересны Башмету.
«Как можно запретить Баха? Разве что стать такими же мелкими, как те, кто запрещает Чайковского».
Вадим Пономарёв
Фото: Михаил Брацило / Москультура