Автор отзыва:
Решение открыть Крещенский фестиваль в "Новой опере" концертным исполнением апокалиптической оперы Джона Адамса "Доктор Атом" весьма смелое. Полагаю, что вызвано оно событиями, которые происходят сейчас, приближая минутную и секундную стрелки к невозвратной точке ядерного апокалипсиса.
Сюжет оперы повествует о работе руководителя Манхэттенского проекта Роберта Оппенгеймера и физиков США над созданием атомной бомбы, дне, предшествующему испытанию, и события в день испытания атомной бомбы в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года.
Спектакль открывает тревожный хор: "Мы изменили мир!" Они сами не знают, что будет Они считают, что это сравнимо с ударом крупной авиабомбой и считают эту силу дружелюбной. Но... Тревожные виолончели и скрипки усиливают чувство опасности. Музыка всего спектакля мощная, с резкими перепадами. Мы слышим и раскаты грома во время непогоды, и гул летящего самолёта, который несёт смертоносный груз, и звук счётчика Гейгера, и колокола, которые бьют в Хиросиме и Нагасаки в память о погибших
Хор "Новой оперы"
А между тем между физиками идёт спор о том, надо ли проводить испытания. Мы слышим в чём-то философские разговоры о безжалостных людях.
А жена Оппенгеймера Китти говорит: "Какой бы мир я не знала, он излучает ритуальную смерть". Екатерина Мирзоянц в этой роли чудо как хороша. Её сопрано в начале второго действия просто взрывало зал эмоциями. И она была прекрасна в дуэте с Дмитрием Зуевым, который играл Оппенгеймера. Нежная, чувственная, тянущаяся к нему. А вот он не обращал на неё никакого внимания.
Китти - Екатерина Мирзоянц
И тут я должен сказать о том, чего мне не хватило. Вроде бы всё хорошо. Артисты, музыканты исполняют свои партии прекрасно. Дирижёр феерит на пульту. Но я не увидел у артистов той самой "химии", которая должна быть между ними. А это важно. Пели по нотам, и хорошо. Но не было игры, не было взглядов друг на друга. Мирзоянц в первой части своего дуэта с Зуевым попыталась с ним играть, но тот, словно бы не замечал партнёршу, уставившись в партитуру.
Китти - Екатерина Мирзоянц, Оппенгеймер - Дмитрий Зуев
Зуев, что называется, "проснулся" в заключительной партии первого действия, когда обращается к Богу: "Разбей моё сердце, трёхликий Бог, потому что ты ещё стучишь, дышишь, светишь и пытаешься склеить. Низвергни меня и используй свою силу, чтобы сломать, иссушить, сжечь и создать меня заново. Я, как захваченный город, принадлежащий другому, пытаюсь впустить тебя, но нет, тщетно". И вот здесь артист показал себя во всём своём великолепии. Это было блестяще, это было шикарно!
Оппенгеймер - Дмитрий Зуев
Надо сказать, что мужчины в спектакле все были слишком погружены в ноты и не выдавали нужных эмоций и взаимодействий с партнёрами. А вот женщины, напротив, были эмоциональны и играли свои роли превосходно. Александра Саульская-Шулятина в соей небольшой роли Паскуалиты, служанки Китти, была уверена, отыгрывала каждую ноту и взаимодействовала с партнёрами не только рядом, но и через всю сцену с оркестром.
Паскуалита - Александра Саульская-Шулятина
Дирижёр Фёдор Леднёв был эмоционален. А в конце, когда бомбу испытали и оркестр закончил игру, была минутная тишина. Дирижёр стоял опустив голову, а потом сложив руки домиком поклонился. И это была минута памяти тем, кто погиб в адских взрывах в Хиросиме и Нагасаки.
Фёдор Леднёв
Это было сильно, это было мощно! Овации, крики "Браво!" и несколько вызовов на поклоны были вполне справедливыми.
Фото: Михаил Брацило / Москультура