Автор отзыва:
Великий музыкант маэстро Юрий Башмет отпраздновал свой 70-летний юбилей концертом в Концертном зале имени П.И.Чайковского. В зале царил аншлаг, на входе спрашивали лишние билетики.
На концерте Юрий Абрамович вспоминал некоторые моменты своей жизни, родителей, учителей, детей, внуков, друзей. А я же хочу привести некоторые фрагменты из разных интервью с маэстро, которые я брал у него в течение нескольких лет.
Юрий Башмет
"Мой дедушка награждён медалью "За взятие Берлина". Трое его братьев погибли во время войны. Их было пятеро. Папа мой тоже служил во время войны. Но в связи с ужасным зрением он оказался в писарях, то есть, конкретно не участвовал в боевых действиях. А дедушка участвовал. Причём был запевалой. У него был хороший голос и он мне даже это демонстрировал. К сожалению я не знаю сейчас, где находится плёнка, потому что я его записал. Я его попросил. Тогда появились только первые видеомагнитофоны. Я включил камеру и он мне спел "Катюшу" очень смешно и трогательно, но с одесским произношением. Ему говорили: "Ефрейтор Башмет, запевайте!". Я два часа его снимал. Это было трогательно и смешно"
"Я был приглашён возглавить альтовую группу в Берлинской филармонии. Пригласил Кароян. В отделе кадров Консерватории со мной побеседовали: "Почему официальное пришло приглашение, значит вы уже давали согласие?" Я говорю: "Нет, я не знаком с маэстро Карояном". "А как же, откуда он узнал о вас?" Я говорю: "Ну видимо средства информации, связи". Это я сейчас спокойно говорю. А тогда у меня в горле, сердце так стучало. Я понимал, что, в общем жареным пахнет. Спросили: "А вы как хотели бы?" Я ответил: "А вы как считаете?". "Ну мы рассмотрим конечно, но в принципе мы помогаем слаборазвитым странам, а Западный Берлин это не совсем слаборазвитая страна". "И как я узнаю о вашем решении?" "Не волнуйтесь, мы вас найдём". Рихтер собрал лучших студентов Консерватории в ансамбль. Мы репетировали. И когда выяснилось, что один паспорт не выдали, это был мой, на гастроли в Болгарию и во Францию, то, оказывается Рихтер поставил ультиматум, что если не выпустят этого мальчика, то он отменяет эти гастроли и два года, назло, не будет давать концерты в Москве. В конце концов ночью выдали мой паспорт, но я об этом ничего не знал. И мы поехали на гастроли. И когда я уже вернулся, мне Ниночка Львовна, жена Рихтера,всё это рассказала, а соответствующие органы, увидели, что я вернулся, поняли, что я не собираюсь убегать и работать у Карояна".
Ксения и Юрий Башмет
"На корабле был фестиваль, где выступали Ростропович, Гидеон Кремер, Спиваков. Там люди платили деньги не только за то, чтобы присутствовать, а ещё за то, что могли с артистом пообщаться. И идёт такая Снегурочка американская лет девяносто пять и мы сталкиваемся. А у меня инструмент у меня в руке. И она так за рубашку:" Почему ты решил играть на альте?" Этот вопрос мой самый любимый. Потому что это так было кому-то угодно и были "Битлз", а потом появился Джимми Хендрикс,которого я не понял. Меня спас Владимир Ильич Ленин. В честь его 100-летия объявили конкурс. Почему альт, я был увлечён гитарой и старший товарищ сказал, что надо по несколько часов заниматься на скрипке, чтобы играть Паганини. А на альте надо заниматься всего час. И я приехал на конкурс. Один альтист. Конкурс хотели отменить, но моя учительница устроила скандал и я участвовал в конкурсе вместе со скрипачами. И вышел скандал. Я набрал самый высокий бал. И председатель конкурса сказал: "Вы что,хотите, чтобы весь мир смеялся, что конкурс скрипачей выиграл альтист?" И дали шесть первых премий".
Юрий Башмет
"Каждый инструмент имеет свою мензуру, человеку нужно время, чтобы узнать куда нажимать. Но есть выражение: "Не имей Амати, а умей играти!" Я как-то влетел в артистическую скрипача Иври Гитлиса. Ему 90 лет. Знаменитый скрипач. Я говорю, вы сейчас будете смеяться маэстро, но я всё-таки спрошу, какой это инструмент? Он говорит: "А, сэконд-хенд!" А это был Гварнери. На самом деле очень важно, что это осуществление мечты. Люди почувствуют себя счастливыми, потому что это ценности не приходящие. Страдивари проживал время и весной, и летом, и осенью, и зимой, как "Времена года". И скрипки у него одна на другую непохожи".
Юрий Башмет
"Невероятно, как инструменты мудреют или наоборот портятся от того, кто ими владеет, кто на них играет. Самый лучший скрипичный звук в записях для меня был звук итальянского скрипача Зино Франческатти. А потом, через много лет, уже не стало Зино Франческатти, этот Страдивари был продан очень хорошему скрипачу, итальянцу, известному, который играл на нём "Времена года". Но ничего подобного. Ни-че-го совершенно. Этот инструмент нуждается, чтобы на нём играли. И оттого, как играют, так он и звучит. Тут есть определённые поговорки, например - Не имей Амати, а умей играти. Или, как телохранитель стоит за сценой и видит как играет человек, получивший первую премию на конкурсе Паганини. Лауреату вручают скрипку Паганини и он играет на ней концерт Паганини. И вот играет и у него слёзы. Один телохранитель говорит: "Смотри, видишь? Плачет". А другой телохранитель ему отвечает: "Тебе бы дали в руки маузер Дзержинского, ты бы тоже заплакал". Понимаете. Прикоснуться к инструменту, на котором играл Моцарт. Передать это ощущение словами очень сложно."
Юрий Башмет
"Паганини - лучший скрипач всех времён. Но оказывается, какой то период жизни он очень был увлечён альтом. У него был собственный инструмент работы Страдивари. Поэтому есть некоторые произведения, где солирует альт. И главное, он заказал Берлиозу для себя концерт. Берлиоз начал, после первой части показал. Паганини сказал: "Деньги заплачу, а играть не буду, потому что недостаточно виртуозно". По этому поводу есть письмо врача, который вёл Паганини. И он называл его Паганент. Не любил он оплачивать врачебные услуги"
Юрий Башмет
"Мы с моим другом, великолепным музыкантом, скрипачом Олегом Каганом играли на инструментах Моцарта, в доме Моцарта, музыку Моцарта. Когда я взял в руки альт и выяснилось, что он родной брат вот этого моего. Мой моложе на три года, а мастер тот же"
Юрий Башмет
"Альфред Шнитке сочинил концерт и назвал его "На троих". Вместе с Ростроповичем играли его. Нам никогда никому за границей не удавалось расшифровать, что означает "на троих". Есть тройной концерт, для трёх инструментов. А "На троих"? Как объяснить человеку, что было такое время, когда не хватало на полную бутылку водки. И стоял у магазина человек и вот так показывал ( маэстро показывает пальцами знак. известный людям старшего поколения): "Третьим будешь?" Так шёл однажды Дмитрий Дмитриевич Шостакович домой мимо магазина. А там стоял человек, которому не хватало и показывал. Он подозвал: "Третьим будешь?" "Нет, я хочу быть первым", - ответил Шостакович. Этот концерт посвящён Ростроповичу, мне и Кремеру"
"Приснился мне сон. Музыка во сне. Побежал скорее к роялю. И пока совсем ещё не проснулся, наиграл эту мелодию. Дальше она получила жизнь. Некоторые просили у меня эту тему. У меня не было там окончания. А главное другое. Музыка невероятно что-то напоминает. И все музыканты задумывались-задумывались и никто не мог отгадать. Сейчас я её наиграю. (наигрывает мелодию). И вот фестиваль Ростроповича во Франции. И после концерта долго в баре в отеле мы музицировали. Нас остаётся всё меньше и меньше и вот, наконец в четыре часа утра Галина Вишневская говорит: "Ложись" На следующий день он был немножко напряжён и спрашивает: "А что, действительно сидели там, музицировали?" Я говорю: "Старик, никак не можем угадать, ну что это за мелодия?" И я на этом же рояле играю эту мелодию. У него лысина вспотела. Долго думал. Потом типичные три пальца, вот так: "Поздравляю, старик! Ты сочинил "Реквием" Моцарта!"
Леонид и Оксана Ярмольник
"Трофейная виолончель Страдивари, которую преподнесли Наполеону. Он был в шпорах и случайно проткнул переднюю деку. Через много-много лет она попала к Растроповичу. И получилось, что её стоимость была сколько-то миллионов. Потом, из-за того, что Наполеон пробил дырку, на два миллиона она стала дороже, а то, что на ней потом играл Растропович, стала ещё дороже"
Александр Кибовский и Игорь Бутман
"Я люблю хоккей, фигурное катание и кёрлинг. Там у нас прекрасная женская команда. Но сама игра мне пока не до конца понятна".
Екатерина Директоренко
Маэстро дирижировал оркестром "Новая Россия", и, конечно же, играл на своём волшебном альте и зал заворожённо слушал волшебную музыку. Кстати, смычок, которым играет маэстро, купила в Дрездене когда-то давно его мама. В обычной лавке, то ли за 8, то ли за 12 восточных марок. И Юрий Башмет до сих пор играет им, хот яу него есть более дорогие и современные смычки. Но именно этот создаёт необыкновенный звук.
Слева Нина Шацкая и Павел Гусев
На концерте были сыграны произведения Брамса, Моцарта, Шуберта, Петра Илича Чайковского, Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова, Баха, Бетховена, Россини, Прокофьева.
Владимир Урин, Игорь Бутман
Поздравить маэстро с юбилеем пришли деятели культуры и политики, бизнесмены, среди которых были Леонид и Оксана Ярмольник, художественный руководитель Большого театра Владимир Урин, музыкант Игорь Бутман, главный редактор газеты "Московский Комсомолец" Павел Гусев и певица Нина Шацкая, руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, актриса, певица, модель Екатерина Директоренко, бизнесмен Михаил Куснирович, пианистка Екатерина Мечетина, композитор Александр Чайковский.
Юрий Башмет
"Москультура" поздравляет великого музыканта, маэстро Юрия Башмета с юбилеем и желает здоровья, новых концертов и проектов и ещё семь раз по семьдесят!
Фото: Михаил Брацило / Москультура