Автор отзыва:
О том, что в этом сезоне мы увидим на сцене театра Наций легендарный мюзикл "Кабаре", я узнала из выступления Евгения Миронова на сборе труппы в начале сезона. Режиссером новой версии стал Евгений Писарев.
Не скрою, мне было любопытно увидеть, что же в итоге получится, и наконец свершилось: в мае состоялась премьера. В спектакле задействованы несколько составов: Салли Боулз играют Александра Урсуляк и Юлия Чуракова, конферансье — Денис Суханов, Дмитрий Лысенков и Олег Савцов, Эрнста Людвига — Петр Рыков и Дмитрий Соломыкин, фрау Шнайдер — Татьяна Владимирова и Елена Шанина, герра Шульца — Владимир Николенко и Александр Сирин, и только главного героя, молодого американского писателя Клиффорда Брэдшоу, играет один актер — Сергей Кемпо.
Текст диалогов дан в переводе Алексея Франдетти, песни идут на английском и на немецком, перевод выводится на экраны. Костюмы созданы Викторией Севрюковой, которая не нуждается в представлениях, и максимально приближены к моде тех лет. По-моему, это первый спектакль, в котором я вижу такую редкую (и для нас экзотичную) деталь, как держатели для носков — раньше они встречались мне только в фильмах 20-30 годов.
Итак, Германия — после крушения империи, после поражения в первой мировой войне, униженная, ограбленная, нищая, озлобленная. Молодой американский писатель Клиффорд Брэдшоу приезжает в Берлин, потому что здесь можно дешево жить, и вдобавок он надеется найти тут вдохновение. Вместо вдохновения он находит в поезде доброжелательного попутчика, которого зовут Эрнст Людвиг и который рекомендует ему пансион фрау Шнайдер. В пансионе Клиффорд знакомится с певичкой Салли Боулз, которая выступает в кабаре, где сверкает фантастический и отчасти зловещий конферансье. Линия Клиффорд-Салли развивается параллельно с линией немолодой фрау Шнайдер и ее поклонника, еврея Шульца. А меж тем послевоенное республиканское устройство ожидаемо терпит политическое банкротство, и на арену выходят новые силы, которые возглавляет некто Адольф Гитлер.
Это было краткое изложение для тех, кто не знает мюзикла или вдруг не видел культовый фильм Боба Фосса с Лайзой Минелли. Фильм и мюзикл имеют ряд существенных отличий — как в части сюжета, так и в части персонажей, имен и деталей. По сравнению с фильмом постановка в театре Наций более сексуальна — можно даже сказать, провокационно сексуальна. Героини и кое-кто из героев большую часть действия щеголяют в рискованном нижнем белье, вызывая ассоциации с публичным домом, который, в свою очередь, является метафорой страны, которая достигла дна. Конферансье исполняет сразу несколько ролей — он не то злой дух, не то рок, а не просто распорядитель действа. И вовсе не случайно Клиффорду в итоге удается вырваться, а Салли нет: слишком сильное приближение ко злу никогда не проходит безнаказанно.
Я попала на спектакль с Юлией Чураковой (победительницей телевизионного конкурса "Большой мюзикл"), Денисом Сухановым, Дмитрием Соломыкиным, Татьяной Владимировой и Владимиром Николенко. Конферансье Суханова мефистофельски многолик, и эту роль актер играет великолепно. Герр Шульц Владимира Николенко трогателен в своей поздней влюбленности, а Эрнст Людвиг Дмитрия Соломыкина идеально воплощает всех тех приличных, симпатичных и достойных людей, которые в какой-то момент решают, что имеют право перешагивать через других, а если понадобится, то идти по их трупам. У Юлии Чураковой очень хороший голос, и две песни именно в ее исполнении имели наибольший успех у публики.
На сайте написано, что спектакль длится 2 часа 30 минут, но его продолжительность ближе к 3 часам, так что стоит учитывать этот момент.
Фото Ира Полярная/Пресс-служба театра Наций