Дом Трубецких – Нарышкиных, где в 2012 году был найден самый большой в истории России клад, расположен на улице Чайковского, 29.
Этот одноэтажный особняк был построен в 1779-1780 годах, для генерала-аншефа Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого".
В доме жили его сыновья: П. А. Ганнибал и И. А. Ганнибал, к которому впоследствии дом перешел по наследству. Иван Абрамович Ганнибал был участником Чесменской битвы, а также строителем крепости и города Херсона.
Его внучатый племянник А.С.Пушкин писал в стихотворении «Моя родословная»:
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь Чесменских пучин
Громада кораблей всплывала,
И пал впервые Наварин.
Но вернемся к особняку. В 20-х годах XIXвека он перешел во владение сенатору Ивану Николаевичу Неплюеву, а затем к его дочери Марии с супругом.
В 1850-х годах владельцем особняка стал князь Петр Никитич Трубецкой, действительный статский советник, петербургский уездный предводитель дворянства. Для новых владельцев в 1855-1856 годах дом был перестроен. Архитектор Гаральд Боссе расширил фасад дома по улице Чайковского и заново создал интерьеры дома. При этом были снесены маленький флигель, ворота и уничтожен сад.
Елизавета Эсперовна Белосельская-Белозерская, супруга Петра Никитича, любила роскошную жизнь, в особняк часто съезжались многочисленные гости, устраивались блестящие балы, которые посещали государь и члены царской фамилии. Непомерные траты привели к тому, что Трубецкие были вынуждены сдавать дом в наем. Одно время здание занимало посольство Италии.
В 1874 году особняк продали зятю Трубецких - князю Павлу Павловичу Демидову, но уже через год Демидов перепродал дом и его новым владельцем стал камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел Василий Львович Нарышкин.
По заказу нового владельца архитектор Р. А. Гедике перепланировал и расширил дом. После смерти Василия Львовича домом перешел во владение к его старшему сыну - Александру Нарышкину.
В 1917 году, после октябрьских событий, Нарышкины навсегда покинули родину, а большинство ценностей из особняка пополнили коллекции Эрмитажа и Русского музея.
Дом на протяжении долгих лет был жилым – в нем располагались коммунальные квартиры. Лишь в середине 2000-х годов нашелся инвестор, выкупивший все жилые помещения и здание было переведено в нежилое. А с ноября 2009 года в особняке началась реконструкция.
Изначально планировалось, что в особняке Трубецких-Нарышкиных, который на карте Санкт-Петербурга обозначен как дом Ганнибалов, разместится Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия. Но…
В настоящее время (год назад еще точно) особняк сдается под различные мероприятия: выставки, концерты, банкеты.
Давайте же прогуляемся по отреставрированным залам, и я обязательно расскажу и покажу, где же был найден клад.
В особняке 8 залов.
Поднявшись по лестнице мы попадаем в зал, носящий название Зал Трубецких.
Самое красивое в ней - это потолок.
Не знаю что тут было во времена Нарышкиных, а сейчас... Комната визуально разделена на две части. В дальной части зала расположена сцена: подиум, металтические конструкции, софиты. Я даже не стала фотографировать.
Следующая комната - Зал Нарышкиных. И снова... Все внимание к потолку.
В углах гербы Нарышкиных.
Люстра скорее всего новодел.
Практически в каждой комнате камин. И зал не исключение.
Справа и слева от камина вход в две небольшие комнаты.
Что было в этих комнатах не помню. В первой - в Васильевском зале - внимание привлек камин.
Во второй - Петровский зал - роспись потолка. Как будто натянутый платок, у которого "оторвался" один уголок.
Пройдя через первую комнату мы попадаем в так называемый Розовый зал.
И снова - внимание к потолку.
Интерьер украшает одинокий камин с зеркалом. Говорят, что зеркало старинное.
Рядом с Розовым залом - Ротонда.
Небольшой коридор соединяет Ротонду и парадную лестницу.
Еще один выход из Ротонды ведет в Золотой зал.
Стены затянуты золотистым штофом. Вернее тканью под штоф.
Я уже писала, что особняк (полностью и отдельными залами) сдается в аренду.
На каминной полке "следы" такой сдачи. Видимо накануне или за несколько дней до нашего визита здесь был банкет.
Следующий зал - Зеркальный.
Восьмой и последний зал - Зал княгини Орбелиани.
Большой, красивый и очень светлый.
Внутри камина - инициалы последних владельцев
Снова пройдя через залы, далее через корридор мы вышли на парадную лестницу, а оттуда на улицу.
Обойдя здание, мы оказались во внутреннем дворе особняка, там, где когда-то находился сад.
В глубине двора находится один из сохранившихся флигелей. Именно в нем, между вторым и третьим этажами флигеля, после вскрытия полов и был обнаружен клад. Предметы были аккуратно завернуты в газеты "Русская воля", датируемые летом и осенью 1917 года.
Во время составления описи установили предполагаемого последнего владельца особняка Нарышкиных. Им был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов — участник Первой мировой и Гражданской войн. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной — дочери владельца особняка на улице Чайковского, чиновника Министерства иностранных дел, Василия Львовича Нарышкина.
Имя Сергея Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища С. Сомова от 28 мая 1908 года; 2 свидетельства, разрешающих ношение оружия: револьвера, охотничьего ружья; свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации с вручением медали для ношения на груди на ленте Ордена белого орла.
Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Позже Сергей Сомов тоже эмигрировал во Францию. Клад Нарышкиных обнаружили 10 лет назад — 27 марта 2012 года. Более 2-х тысяч предметов, сложенных в потайной комнате, пролежали там 95 лет — с 1917 г.
2 168 предметов — такова окончательная цифра пересчитанного клада. Найденные сервизы столового серебра русской и европейской работы, скорее всего, были сделаны по заказу семьи Нарышкиных. Найденный клад передали на хранение в Екатерининский дворец («Царское Село»). Там же он выставлялся в 2020 году.
Сергей Сомов умер в Париже 1976 году, его жена Наталья Нарышкина — 2 года спустя. Наследников у них не осталось. Наверное, они думали, что клад навсегда останется тайной фамильного особняка Нарышкиных.