Автор отзыва:
Когда-то ее звали Аня, но позже она взяла имя Жанна, чтобы таким образом дистанцироваться от прошлого – угасающего провинциального городка, откуда она уехала покорять столицу, и пьющего отца, отношения с которым сошли на нет. Теперь отец умер, его надо хоронить, и…
Все понятно, думает зритель, скептически морщась — нас ждет чернуха в худших традициях 90-х. Однако молодой режиссер Павел Пархоменко сделал фантасмагорический и в то же время реалистичный спектакль, где трагедия переплетена с комедией. Не в последнюю очередь — благодаря тому, что мертвый отец Виталий (Леонид Евтифьев) не молчит и ведет то ли воображаемый, то ли реальный диалог с дочерью (Лилия Волкова). Диалог, которого обоим так не хватило в жизни — и пусть отец подпускает порой в речи экспрессивные выражения, в целом его взгляд на вещи нельзя не признать крайне здравым.
Именно сплетение жанров и делает этот спектакль таким интересным — а еще неоднозначность героев. Ведь и отец, как выясняется, был не так плох, как казалось дочери, и сама дочь — не ангел, а колоритный друг детства Костик (Андрей Смирнов), который помогает ей с похоронами — тот вообще клубок противоречий. С одной стороны, вор, выпущенный по УДО, с другой — все-таки друг детства, а еще будет третья сторона, о которой зритель узнает из спектакля.
"Человек в закрытой комнате" — удачная режиссерская работа с прекрасными моссоветовскими актерами. Помимо тех, кого я уже назвала, хочется отметить Веру Каншину, которая исполняет три роли и все три играет замечательно.
Автор пьесы Татьяна Загдай сказала, что она писала о поколении 30-летних и их конфликте с отцами, которые погибли под обломками разрушенной страны, потому что не нашли места в новой исторической формации. Мне представляется, что постановка Павла Пархоменко шире — о жизни и смерти человеческой, и куда больше о жизни, чем о смерти. А еще она о том, что от своих корней никуда не деться, и наши мертвые остаются с нами — и, может быть, поддерживают нас даже тогда, когда никому больше нет до нас дела.