Автор отзыва:
6 марта на сцене Троицкого Центра культуры и творчества состоялась премьера спектакля «По семейным обстоятельствам». Театр-студия «КотёЛ», которая в этом году отметила своё сорокалетие, вновь порадовала своего зрителя великолепным воплощением кинохита советских времён.
Изначально пьеса «Возможны варианты» была написана Валентином Азёрниковым для радиоспектакля Театра имени Моссовета, затем стала играться труппами других театров, а в оконцовке стала тем самым чудесным фильмом Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам», который мы все знаем и любим.
В исполнении театра-студии «КотёЛ» пьеса получилась очень динамичной, полтора часа пролетают совершенно незаметно. Задор и лёгкость, с которыми актёры «КотЛа» играют этот спектакль, передаётся всем присутствующим моментально. А что ещё нужно субботним вечером, как не расслабиться и получить положительные эмоции от просмотра хорошего спектакля?
02.
Нельзя также не отметить отличные декорации, которые коллектив театра-студии «КотёЛ» вместе со своим художественным руководителем Ириной Орловой продумывали сами. И им прекрасно удалось передать атмосферу тех лет! Бабушкин сервант, круглый стол с ниспадающей скатертью, советские часы, телефон с циферблатом, аутентичная посуда...
История создания театра-студии «КотёЛ» совершенно потрясающая. В далёком 1981 году на базе местного Дома учёных был создан Народный юношеский театр-студия г. Троицка. Её создателем, режиссёром и художественным руководителем стала Лариса Дмитриевна Величко. По официальной версии считается, что большая буква «Л» в слове «КотёЛ» обозначет её имя.
15 февраля 1981 года состоялась первая репетиция и именно эта дата стала считаться днём рождения театр-студии.
03.
Когда в 1997-ом году Ларисы Дмитриевны не стало, руководство взяла на себя её ученица Ирина Орлова. Она является художественным руководителем и режиссёром театра-студии «КотёЛ» по сей день, а называется творческий кружок при ТЦКТ сейчас - Театр-студия «КотёЛ» г.Троицка.
Театральная студия во все времена держала марку, сочетая древнегреческий театр, итальянский дельарте, французский, английский, испанский, русский и современный.
Подсчитано, что за 40 лет «КотёЛ» сыграл 790 спектаклей, поставил более 60 премьер и более 2500 тысячи человек прошло через театр-студию. Словосочетание «театральная студия» ассоциируется у большинства с понятием традиционной «учебной студии». И с точки зрения актёров «КотЛа» это очень верно. Ведь в ходе коллективной работы самодеятельные участники постигают непростое по внутреннему смыслу профессиональное актёрское мастерство.
На сегодняшний день в «КотЛе» играют несколько поколений — от нынешних школьников до тех, кто был в изначальном составе.
04.
Мне посчастливилось взять интервью у одного из старожилов театра-студии Руслана Хотомлянского:
- Руслан, расскажите, как вы попали в театр-студию? В каком году это произошло?
- Я пришёл туда за своей старшей сестрой, которая начала ходить в театр-студию с момента её возникновения. Я сходил на один спектакль и мне очень сильно понравилось, я тоже захотел играть. И вот, 2 сентября 1981 года на нашей сцене я читал вступительное стихотворение, какое конкретно уже не помню. Лариса Дмитриевна, посмотрев, как я читаю, сказала: «Играть ты ещё маленький, но вот учиться уже можно». Мне было тогда десять лет, одиннадцати ещё не было.
- Вы помните, когда вы первый раз вышли на сцену и какую роль играли?
- В первое время я, как и остальная часть коллектива, не задействованная в постановке, участвовал в массовке и помогал в обустройстве спектакля. А когда в 83-м году Лариса Дмитриевна начала ставить «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, тогда я получил свою первую самостоятельную роль - Филострата. Тогда мне ещё не исполнилось тринадцати.
- Давайте теперь вернёмся к вашему режиссёру. Вы знаете, как она оказалась в Троицке и почему, по вашему мнению, она решила собрать здесь театральную студию?
- Насколько я знаю, Лариса Дмитриевна приехала в Троицк со своим мужем. Он был направлен работать в Троицкий институт. Однако ей пришлось уйти из того театра, где она служила в Москве. Приехав в Троицк, она не смогла сидеть без дела. А учитывая её режиссёрское образование и отсутствие на тот момент в городке театральных кружков, она решила создать детский любительский театр. В состав труппы вошли ученики старших классов школы № 1, которая сейчас называется Гимназия им. Н.В. Пушкова. Чтобы их заинтересовать, Лариса Дмитриевна первой постановкой решила ставить то, что они проходили на тот момент по школьной программе, поэтому выбор пал на древнегреческий театр. Потом был театр испанского возрождения («Девушка с кувшином» Лопе Де Вега), итальянский театр (Карло Готсе «Зелёная птичка» из трилогии «Любовь к трём апельсинам») , английский театр («Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира), французский театр («Мещанин во дворянства» Жана-Батиста Мольера), русский театр («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, «Тень» Е. Л. Шварца, «Снегурочка» А. Н. Островского) и многие-многие другие.
Подходя к пьесе, мы занимались не только текстом, но и изучали историю времени, которое в ней описывалось.
- За сорок лет сильно ли изменилась театр-студия «КотёЛ»? Изменился ли как-то характер постановок, их направленность?
- Безусловно студия изменилась, учитывая как много через театр-студию прошло людей. Однако Ирина Анатольевна, по мере возможностей, старается придерживаться традиций, основанных Ларисой Дмитриевной.
- Расскажите, над какими пьесами студия работала в последнее время и какие спектакли планируются к постановке?
- До ввода ограничений мы сыграли «Дядю Ваню» А. П. Чехова, «Ищите женщину» Робера Тома, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Бомарше, «Выстрел, которого не было» по пьесе «Самоубийца» Николая Эрдмана. Хотели поставить "Вишнёвый сад", но внезапно начавшаяся пандемия нарушила наши планы.
Театр-студия «КотёЛ» принимает активное участие в культурной жизни города. Без участия студии не обходится практически ни одно городское мероприятие. Некоторые профессиональные актёры вышли из стен «КотЛа»: Заслуженная артистка РФ Галина Борисовна, Александр Фастовский, Никита Тюнин, Андрей Михайлович Воробьёв, преподаватель и директор театра Мастерская Петра Фоменко, и многие-многие другие.
05.
В завершении статьи, хочется пожелать театр-студии «КотёЛ» творческого процветания, новых удачных постановок и сенсационных премьер!
Текст и фото: Ксения Бординова