Автор отзыва:
«Как цыгане поют, передать невозможно…»
Э. Асадов
Знаковым концертом 29 мая цыганский шоу-театр «Табор возвращается» отметит свое возвращение на сцену киноклуба «Эльдар» после долгого перерыва. Накануне события мы встретились с продюсером и художественным руководителем коллектива, лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей Николаем Васильевым и поговорили о том, чем сейчас живут цыганские артисты, о популяризации и сохранении цыганского искусства и истории.
- Чем значимо для вас это событие?
- В октябре прошлого года ушел из жизни мой дядя Алексей Алексеевич Васильев, дядя Леня в цыганских кругах. Он прожил 80 лет, жизнь его была очень насыщенной. Родился он в 1940 году, перенес и голод, и холод, и разные тяжелые времена. Несмотря на возраст он был полон жизни и энергии, просто человек огромного жизненного потенциала, и вдруг внезапно… Этот концерт будет посвящен памяти моего дяди и моего отца Николая Васильева, а также исполнительницы русских романсов Тамары Молдавской. Это люди, чьи имена неразрывно связаны с легендарным ансамблем «Цыганские напевы».
- Концерт – посвящение – серьезный повод… Что будет в программе?
- Это будет сборный концерт, в основном будут звучать народные песни русских цыган, русские романсы, какие-то каскадные вещи. Специально для участия в концерте из Испании приехала Алла Ибрагимова. С радостью откликнулись многие артисты – Анатолий Вербицкий, Тамара Милимерова, Николай Ильинский, Тамара Череповская: «Ты только зови, мы с удовольствием придем, несмотря на пандемию». Помимо этого, мы хотим в наш репертуар ввести несколько очень известных хитов российской эстрады. И, конечно же, будет костяк «Табора…» и наша «таборная» молодежь.
- Масштабно…
- Да, вы знаете, пусть это и нескромно, но мне хотелось бы, чтобы этот концерт имел статус исторического. И для нашего жанра, и для наших цыганских артистов и необязательно цыганских.
- Как возникла идея концерта?
- В одном из давних разговоров с артисткой нашего «Табора…» и моей кумой Валентиной Домбровской, в девичестве Казибеевой, прозвучала мысль: «Дядь Коль, давай что-нибудь придумаем эдакое совместное (с участниками ансамбля «Цыганские напевы»)?!». И когда умер дядя, эта идея вновь ко мне вернулась. Я подумал, что нужно сделать что-то такое историческое в память о братьях Васильевых и Тамары Молдавской - солистки «Цыганских напевов». Хочется собрать тех людей, которые были яркими звездами того времени, увидеть их на сцене, чтобы каждый из них внес свою лепту в наш концерт, сказал какие-то слова об этих величайших, не побоюсь этого слова, артистах того времени.
02. Валентина Казибеева-Домбровская
- Вы сказали «того времени?». Могли бы вы уточнить, о каком периоде идет речь?
Конечно. Ансамбль «Цыганские напевы» возник в 1983 году. Как я уже сказал, организовали его мой папа и дядя. Они приходятся правнуками Ивану Васильеву, преемнику Ильи Соколова, второго (после дяди, Ивана Соколова) руководителя известнейшего цыганского хора, который выступал в ресторане «Яръ». «Цыганские напевы» начали свою деятельность в одном из ресторанов в московском Парке Горького и достаточно быстро по рекомендации перешли в «Русский зал» Центра Международной торговли, где, в основном, выступали перед иностранными гостями. Это был самый профессиональный цыганский эстрадный коллектив в СССР. До самого распада в 1998г. «Цыганские напевы» сохраняли приверженность народным традициям и высокую культуру исполнительского искусства.
- Коллектив распался в 1998 г., т.е., продержался в самое сложное время…
- Да, коллектив продержался самое трудное время – 90-е годы. И распался он не сам по себе. А из-за общей ситуации в стране. В Центре международной торговли сменилось руководство - двух генеральных директоров подряд не стало, поменялась вся система, и коллективу предложили уйти. Состояние было шоковое, если честно, потому что перспектив было много. Мы тогда записали пластинку в Финляндии, у нас подписан был контракт на гастроли, но без одобрения руководства международного центра мы не могли никуда уехать, потому что работали под их патронажем. А что потом? Надо было выживать, что мы успешно и сделали. С братом Вячеславом Васильевым собрали коллектив из 12 человек, встретились с владельцем ресторана «Прага» и продолжили свою артистическую деятельность.
- Как создавался ансамбль «Цыганские напевы»? Кому пришла в голову идея объединить талантливых людей в один коллектив?
- Душой и организатором всего был мой дядя Алексей Алексеевич Васильев. Папа старший, и он смотрел на все, как у нас принято, немного свысока: «Ага, молодец. Теперь дальше дерзай». А вот дядя, дядя Леня, как мы его все очень с большой любовью называли, он был буквально во всем. Он был потрясающим организатором, и делал он все с великим азартом. Иметь большой коллектив и не уметь им управлять – считайте, дело провалилось. После ухода из Гнесинки, я стал музыкальным руководителем ансамбля, и все мое классическое образование - знание сольфеджио, умение читать партитуры, постановка голоса, работа с хором и тд., - мне очень пригодилось. Ведь в цыганском хоре оттого и песни звучат по-другому, что в цыганском хоре своя гармония. Мы вкладываем в песню чуть больше, чем просто голос. Мы вкладываем душу. Но, наверное, многие народы так это делают, конечно, но по-своему. Я люблю свое, цыганское искусство, понимаете. И поэтому, конечно, за него я радею больше.
- А если совсем сначала вспоминать?
- Если совсем сначала… Помимо Москонцерта, Русконцерта и Госконцерта, в Москве была такая организация, которая называлась «Московское объединение музыкальных ансамблей», сокращенно МОМА. Это было государственное объединение, людям платили зарплату, они записывали в рапортички авторские данные, получали пенсию и тд. И если музыкальный коллектив не состоял в этой организации, то не один ресторан в Москве не имел права приглашать его на работу. В Парке Горького был такой ресторанчик на воде, «Буревестник», в котором мы и работали. Он был очень востребованным среди тех, кто любил повеселиться и зажечь. А в МОМА в то время поменялся директор. И он, просмотрев наш коллектив, сказал: «Знаете, у вас очень хороший коллектив, вы достойны большего внимания со стороны зрителей. И сейчас есть возможность перейти в ресторан «Русский зал» отеля «Континенталь». (Ресторан был такого уровня, что столики из Нью-Йорка, из Парижа, из Мадрида и других стран необходимо было бронировать заранее). «Нужно только немного обновить коллектив, программу и костюмы». И все это за счет государства. Естественно, мы, я, дядя и папа, взялись за дело. Мы собрали потрясающий коллектив. В ансамбль попали 22 человека, и это были готовые профессионалы, которых не надо было ничему учить. Сейчас их имена известны во всем мире: Савелий Бариновский, Анатолий Вербицкий, Константин Вербицкий – невероятные танцоры-венгеристы, Федор Конденко, Михаил Иванов-Вербицкий – гитаристы-виртуозы, романсистки Алла Ибрагимова, Тамара «Молдавская», Алена Бузылева, Тамара Череповская, Татьяна Давыдова, Ольга Васильева, танцовщица-таборница Тамара Милимерова, и многие-многие нынешние корифеи нашего цыганского искусства.
03. Братья Николай и Алексей Васильевы
- Что лежало в основе программ «Цыганских напевов» и чем коллектив отличался от других цыганских ансамблей?
Я уже говорил, что в коллективе собрались профессионалы, которых нужно было только направить. Наши программы составлял замечательный режиссер Давид Владимирович Плоткин. Он так видел людей, что в каждом артисте умел найти его персональную искру, и так придумывал программу, что каждый мог показать себя с самой лучшей стороны. Одна из моих родственниц, моя тетя, Тамара Романовна Деметер, в то время была художником-модельером. Она создала дизайн всех костюмов, для всех артистов, которые выходили на сцену. И придумывала она их не просто так, по меркам. Тамара Романовна говорила: «Мне недостаточно фигуры, мне недостаточно роста, я должна увидеть, что вы делаете на сцене». И только после этого принималась за костюм, в каждом исполнителе видела что-то свое и делала костюмы, учитывая характер артиста. Во время концертов мы успевали переодеваться, это были настоящие костюмированные шоу.
- Не могу не спросить о том, с чем столкнулась при подготовке к встрече. Сложилось впечатление, что цыгане, в частности, артисты, не очень заинтересованы в фиксации своих достижений? С чем может быть связана эта тенденция и как сподвигнуть цыган собирать, сохранять то достойное, что может быть сохранено?
- Непростой вопрос, на который однозначно ответить сложно. Время какое-то знаете… Наверное, я сейчас говорю шаблоном: всегда ругают время. Но все СМИ сейчас как под копирку: «цыгане в массе своей – убийцы, наркоманы, шарлатаны».
Я – музыкант и никогда не занимался политикой. Цыгане и выжили мне кажется, только потому, что политикой не занимались. Мы - мирные люди, но можем постоять за себя. Давайте будем справедливы: все эти ярлыки можно повесить и на представителей других национальностей. Но во всех грехах почему-то обвиняют только цыган. Сквозь этот информационный шум пробиться очень сложно. У моего старшего брата Петра (Деметер Петр Григорьевич, заслуженный артист РФ, композитор, певец, телеведущий, режиссер) – у него просто масса книг, масса сценариев, историй, связанных с военной тематикой. Но к кому бы он ни обращался за поддержкой – к издателям, продюсерам – без ответа. Его сын Гриша (Григорий Деметер, артист) за свой счет выпустил несколько книг под авторством своего отца, подарочный фотоальбом, чтобы хоть что-то осталось в памяти нашей семьи. Сейчас может быть проще – найти спонсора и тд. Но я не привык у кого-то чего-то просить. Я всегда все делаю сам. И этому я тоже научился у дяди Лени.
- Пользуясь случаем, хотела бы узнать вот о чем. В ваших аккаунтах в социальных сетях не так давно был опубликован анонс документального фильма о цыганах во время войны. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за история?
- Вы знаете, этот фильм для меня - новое очень интересное дело. Это проект, который мы задумали с нашим pr-директором Рубеном Маншпайзером. Он сказал: «Слушай, вот ты – цыган, я – еврей. Мы с тобой дружим. Смотри, сколько талантливых людей, талантливых артистов среди евреев, среди цыган». А потом стали вспоминать о войне, сколько народа было истреблено, и пришли к тому, что в прессе почему-то, в основном говорят о геноциде евреев, а о геноциде цыган - очень мало, вскользь. И мы решили поднять эту тему, обратились к Валерии Янышевой, актрисе и режиссеру театра «Ромэн», дочери известного цыгановеда Николая Бессонова. Она любезно предоставила нам видеоматериалы, которые собрал ее отец, за что мы безмерно благодарны, потому что без них фильм, тот, который мы задумали, вряд ли бы получился. Это совместный проект с актерами цыганского театра и нашего «Табора…» о воевавших наравне со всеми цыганах и о зверском истреблении людей по национальному признаку. Я очень рад, что нам посчастливилось осуществить этот проект. Сьемки уже закончены, сейчас идет монтаж картины. И на 22 июня, день начала Великой отечественной войны, в киноклубе «Эльдар» запланирована премьера фильма. Хотелось бы, чтобы люди пришли, увидели все своими глазами и поняли: цыгане не только люди с пороками, но и с большими заслугами и перед Отечеством.
04. Николай Васильев
- Будем надеяться, что все состоится. О чем мечтает продюсер цыганского шоу-театра и человек, который радеет за свое искусство?
- Хочется прийти и рассказать то, о чем я сейчас говорю вам. Все, о чем вы спрашиваете, меньше всего волнует людей, которые задают вопросы. Они спрашивают: «А что цыгане едят?». Я говорю: «Хлеб, сметана, молоко. Что едят? Все то же самое, что и вы». Почему-то вспоминают о том, что цыгане ели ежиков… А говорить о серьезном не хотят. И хочется больше позитива, когда произносят «цыгане», «рома». Чтобы люди говорили «артисты» и подразумевали и юристов, и врачей, и служителей церкви, и относились к человеку по его заслугам, а не как к маргиналам по умолчанию. К сожалению, большинство людей об этом даже не задумывается. И, возвращаясь к концерту, очень хочется, чтобы наши дети, внуки когда-нибудь точно так же, как я говорю о своих родителях, о тех людях, с которыми мне довелось пройти по жизни, они с восхищением говорили: «Мы тоже к этому всему причастны».
Евгения Галлямова
Фото: Надя Носик