Автор отзыва:
Короткометражный фильм «За гранью» рассказывает историю молодой девушки, попавшей в иную реальность. И в этом параллельном нашему мире, где всё ново и не понятно, она встречает загадочную чародейку с пронзительным взглядом. А дальше начинается волшебство...
«За гранью» - фильм-сказка от начинающего, подающего надежды режиссёра Татьяны Штригель. Согласно сценарной задумке сюжет кинокартины виртуозно объединил две сказки: русскую народную сказку «Баба Яга» и небезызвестную сказку «Василиса Прекрасная».
Этой кинокартине предшествовали три короткометражных фильма, входящие в трилогию «Готические рассказы Серебряного века» : фильм «Вымысел» по одноименному рассказу Зинаиды Гиппиус, «Принцесса Зара» по мотивам произведения Николая Гумилёва и «Жизнь Гнора» по рассказу Александра Грина.
Художественный почерк Татьяны складывался постепенно, шаг за шагом. Кинокартина «За гранью» стала той самой поворотной точкой, где творческий замысел режиссёра вкупе с добротным сценарием заиграл всеми гранями. Постепенно удаляясь от размеренного мистического-загадочного повествования, сделав резкий разворот к рельному обозримому миру, Татьяна снабдила таким образом фильм необходимой динамикой, а яркие сказочные персонажи довершили целостность образа.
В центре сюжета находится немая девушка (Валерия Варченко) и авантажная Баба Яга (Екатерина Ершова), больше похожая на северную ведунью.
Вообще, в кинофильме «За гранью» Баба Яга предстаёт перед зрителем не в своём классическом привычном обывателю амплуа. Её образ по своему внешнему и внутреннему содержанию содержит много смысловых подтекстов и больше напоминает суровую хтоническую богиню Хель, которая является владычицей загробного царства и неустанно стоит на границе мира живых и мёртвых. Согласно скандинавским преданиям, Хель обладает тайными знаниями и не редко направляет их в помощь людям.
Животные занимают особое место в фильме. Выступая безмолвными символами неотвратимости судьбы и вечной справедливости природы, они своим присутсвием добавляют наполненности и многослойности происходящему на экране.
Отдельного внимания заслуживает музыкальное обрамление кинокартины: каждый звук, каждый шорох здесь на своём месте. Нет ничего лишнего, музыкальный ряд абсолютно синонимичен сюжету. Финальная песня дополняет визуальную картинку и является логическим завершением развернувшейся мистической драмы.
Короткометражка «За гранью» - это что-то о хорошем российском кино, это история о том, насколько красиво и доходчиво можно подать зрителю сказочный сюжет.
Ксения Бординова