Автор отзыва:
Они стоят по всему миру. Разного размера, разного веса, бронзовые. Одуванчики – символы Доброты.
Стоят, как и сотни скульптур рассказывающих и прославляющих Русский язык, Русскую литературу, Русскую науку.
Стоят, невзирая на законы стран, запрещающие пропаганду чужой культуры.
Где есть такие законы? В демократической Швейцарии, в коммунистическом Китае, к примеру, в Южной Америке. Стоят на Филиппинах, стоят в Америке, во Франции, в Эквадоре, Боливии.
По всему миру.
Меценаты и друзья художника и скульптора всеми правдами и неправдами добывают бронзу для них, а лидеры многочисленных общественных организаций добиваются их установки, проходя многочисленные бюрократические препоны и у нас, в России, и за рубежом.
Работы скульптора вызывают многочисленные споры и самые противоречивые отзывы. А уж последняя его работа собрала такое количество откликов, что можно только позавидовать!
Я не сказал о ком идет разговор?
Григорий Потоцкий. Гениальный скульптор и художник, искренне надеюсь, что друг, мой, теперь.
Свернуть
Так получилось, что мир ну очень тесен. И с работами Потоцкого я и многие из нас познакомились очень давно.
Не верите?
Турция, Демре, экскурсия к Святому Николаю в миры Ликийские.
Перед входом в Храм Николая памятник. Это работа Григория Потоцкого.
Помните? Мимо этой экскурсии не проходит ни один отельный гид.
Высоцкий, Леннон, мать Тереза, Параджанов, Горбачев и Буш.
Сотня бюстов знаменитых людей. Всё это Григорий.
Есенин? Та самая скульптура, вокруг которой сломано столько копий?
Кто то увидел «ласты», сам автор – сломанные крылья.
А вот Оксана Киселева, актриса театра имени Маяковского, совершенно безошибочно и точно увидела гранитный жертвенник ацтеков. Великолепный образ, раскрывающий замысел художника.
Русский поэт, принесенный в жертву. Трагично, поэтично и так по-русски.
Скажу несколько слов от себя, по поводу памятника.
Для меня он сродни памятнику солдату во Ржеве. Чей то воспаленный разум увидел в журавлях – дементора и понеслась… Нет там дементоров, как и у Есенина нет «ластов».
Поругать и найти минусы всегда легче. А уж подхватить, не видя, а основываясь на чужом мнении и не всегда удачном фото!
В мастерской Григория есть скульптура Высоцкого. Гитара, обводы которой и создают лицо. Сколько не фотографировал , а увидеть лицо не получилось. Только визуально, только глазами. Не увидели и друзья, которым я показывал фото.
Зато Чаплин узнаваем сразу. Как и Параджанов. Как и Леннон.
Я тоже подвергся всеобщей эйфории, негативной, опубликовав пару постов но случилось чудо.
Оказалось что мы с Григорием знакомы с одним и тем же человеком.
И Оксана привела меня в мастерскую Григория.
Наверное, скажу крамолу, но я тоже «таквижу». Полуподвал мастерской напомнил мне полуподвал булгаковского Мастера.
А уж, когда в окошко стукнулась изящная дамская ножка в ботильоне и прозвучало: Григорий! Ты дома… я улыбнулся.
Три комнаты, пианино, множество работ, картины и огромный гостеприимный стол.
В мастерской всегда кто то есть. Помощница Григория Ирина выдала нам дежурные чашки с чаем, и начался разговор.
О творчестве, о работах и о Доброте.
С неё, собственно, и начался разговор.
«Человек только тогда добрый, когда он добрый»
«Доброта и благодарность – главный закон человечества»
Григорий чрезвычайно добрый человек. На грани фола. Он не видит зла, старается всегда и всем улыбаться и делать добрости.
Понимаете!?
Иешуа Га Ноцри и его добрые люди, вот, пожалуй, кредо Григория, стиль его жизни. Да, я вновь, вынужден обращаться к Булгакову, поскольку вижу, с кем я познакомился в этот великолепный вечер.
И окружают его самые добрые и бескорыстные люди. Правда, правда.
Где бы были все эти работы без материалов, что находят друзья, которых у Гриши больше чем нужно и становится ещё больше.
Разговор сам собой вновь переходит на Есенина. Убили? Принесли в жертву? Кто? Тот, кто спрятал его в психушку? Тот, кто дал ему оттуда уйти и разрешил доехать до Питера?
Самоубийство?
От самоубийства переход к религии, к Православию. Сергий Радонежский, Марина Цветаева и Черниговский скит Лавры. Разговор плел причудливое полотно, а мы говорили, говорили, говорили.
Основная идея творчества Григория – привлечение внимание и знакомство народов всего Мира к русской культуре и русскому языку. Именно поэтому русские диаспоры по всему миру поддерживают его.
И принимают в дар его работы.
Университеты и города, школы и континенты ставят памятники Пушкину, Чехову, Лермонтову, святому Николаю, Льву Толстому.
В Китае при университете стоит скульптура Кирилла и Мефодия. В Китае! Где вообще запрещено пропагандировать любую культуру кроме китайской!!!
Русскость и русский язык проходит через Творчество красной нитью.
А противоречивость?
Лично для меня полным неприятием обернулся Земной шар с лицами Горбачева и Буша.
Ну, вот такое личное восприятие, не работа мастера, а личностей, которым она посвящена. Понимаете!
Наши оценки субъективны, полностью.
Время неумолимо приближало нас к расставанию. На дворе был уже поздний вечер.
За разговорами и я рассказал о себе. Художник внимательно слушал мои рассказы, а потом достал книгу и, взяв ручку, написал на первой странице.
«Николай! Бессмертный! Поэтому ничего не остается, как побеждать»
Красиво и слова и руководство к действию.
С добротой и благодарностью.
Мы вышли на улицу. Гоголь продолжал размышлять, где то впереди стоял Есенин, на бульваре, вполне реализовано и оплачено, а мой взгляд искал памятник Одуванчику – символу доброты!
Искал и не находил. А жаль. Именно доброты нам всем сегодня и не хватает.
Для себя я решил, что на следующей неделе обязательно съезжу во дворик, где за стеной стоит скульптура Есенина.
Чтобы увидеть самому, рассмотреть самому и, наконец, понять – крылья или жертвенник ацтеков.