Автор отзыва:
Я тут перенёсся во времени и попал в сельский клуб 1960 года, в котором давал лекцию о Маяковском товарищ Локтев. Он видел поэта, практически последним, живым в день его смерти, передавая ему книги. Ну и по работе часто пересекались. Однако что-то в этом человеке было не то, что-то говорило мне, что он местами "заливает" аки соловей. Давайте разбираться...
Итак, это, практически, моноспектакль "Живой Маяковский" театральной группы "Терентьев", который был показан в театре "Человек" в рамках театрального фестиваля "Диалоги". Роль Локтева исполняет Сергей Данилевич и образ лектора ему очень идёт. действительно, как-будто бы в 1960-х очутился. Это сыграно с той самой динамикой, которая была присуща лекциям шестидесятых-семидесятых годов.
02.
В начале и в конце спектакля-лекции выступил основатель театральной группы "Терентьев", театральный критик и драматург Александр Вислов. Он же играет роль ведущего лекции. Александр Вислов рассказал, что действительно был такой курьер Локтев, упоминание которого об одной встрече с Маяковским, он нашёл в архивах. И из этого упоминания режиссёр развил целую историю
03.
По ходу лекции мы узнаём, что Шефтель Шахнович Локтев был чуть ли не другом Маяковского, с которым он обсуждал свои стихи и поэзию, а сам Локтев был вхож в самые высокие литературные круги. И, вроде бы, даже Маяковский, в ответ на замечание Локтева, что есть "Разговор с фининспектором о поэзии", а вот "Разговора с инкассатором" нет, тут же придумал "Посвящение Локтеву".
04.
Мы выясняем, что Локтев воевал, был награждён медалями, а после войны сидел, что неудивительно в то время да с его национальностью. Он отвечал на записки, из зала раздавались вопросы о Маяковском. Но что-то всех настораживало.
05.
И, в конце концов, Локтев признаётся. что он был лишь курьером в Литиздате и пару раз только привозил книги Маяковскому, но действительно воевал и сидел. И в момент выстрела и показа на экране мёртвого поэта с огнестрельной раной, прямо на сцене умирает и Локтев. Совесть или совпадение? Каждый решает сам.
06.
В ходе спектакля Локтев неоднократно упоминает музыканта Владимира Горовица, что, дескать где он, тот Горовиц, а Локтев вот он, на сцене. Но в финале на экране появляется запись концерта Горовица. где он играет «Героический» Полонез ор. 53 ля-бемоль мажор Фредерика Шопена.
07.
Спектакль короткий, идёт всего 50 минут и единственное, замечание, которое я хотел бы сделать: в спектакле вообще не поднимаются отношения Маяковского с Лилей и Осипом Бриками. Записку с этим вопросом лектор порвал, сказав, что не будет вмешиваться в это. Понятно, что так задумано по сценарию, но всё же это та тема. от которой в творчестве поэта не уйти. И мне было интересно, что было бы, если бы случился настоящий интерактив. не с подставными вопросами, а с настоящими. Признаться честно, если бы спектакль не начался в 22 часа и к этому времени я уже был очень усталым, то пару каверзных вопросов по творчеству Маяковского ввернул бы. Это же очень интересно увидеть, как будет импровизировать актёр на заданную тему.
Фото: Михаил Брацило / Москультура