Автор отзыва:
Кто из вас регулярно бывает на встречах с мастерами художественной прозы или поэзии? Вот и я #впервые попала на такое мероприятие. Несмотря на неоднозначное впечатление, ни капли не жалею о времени, проведенном в компании двух современных российских писателей - Марины Степновой и Александра Цыпкина и искренне благодарна организаторам за эту возможность. Ну, а теперь к делу!
Встречи с современными авторами в московских библиотеках проходят регулярно. Другой вопрос, что побывать на встрече с автором первой величины непросто. Ну, и, конечно, такая встреча может быть интересна читателю, если он окрылен творчеством автора и жаждет живого общения. В противном случае встреча с автором просто не имеет смысла. Но я была приглашена на мероприятие "Читальный зал с Александром Цыпкиным" в качестве прессы и даже не была знакома с творчеством обоих писателей. Правда, роман Марины Степновой начала читать в день мероприятия и дала себе слово его закончить. К Алексадру Цыпкину, очень известной медийной персоне, у меня особое отношение, и главный мой интерес к встрече был как раз связан с ним.
Цыпкин в последние годы активно продвигает свой проект "БеспринцЫпные чтения", в которых участвуют российские актеры первой величины, например, его постоянный партнер К. Хабенский, читая как рассказы самого Цыпкина, так и произведения других авторов. Этот проект в РГБ (бывшая Ленинка) называется "Читальный зал", что символично, раз его площадкой является российская библиотека №1. Александр Цыпкин приглашает на встречу современного российского писателя, берет у него интервью, оба читают публике рассказы, а в конце встречи отвечают на вопросы из зала, которые можно передавать с помощью записок или задавать в микрофон.
Я была приглашена на встречу с писательницей Мариной Степновой. В ее послужном списке - роман "Женщины Лазаря", получивший 3ю премию "Большой книги" и входивший в шорт-лист "Русского Букера". Именно его я начала читать, но пока, к сожалению, не прониклась. Чувствуется, что материал очень достойный и профессиональный, но ни язык, ни сюжет, ни эпоха повествования восторга не вызвали. Не впечатлил меня также и рассказ, который читала Марина в тот вечер публике. Но, похоже, я была в меньшинстве, и это меня радует. Значит, в "Читальный зал" пришли правильные люди, а писатель нашел своего читателя.
А Цыпкин в тот вечер был многолик. Он выступил в качестве модератора и интервьюера, читал свой рассказ "Мадо", который впечатлил меня гораздо больше рассказа Степновой, но только поначалу. Кончился рассказ, к сожалению, "за упокой" согласно концепции. Но в целом выступление Александра вносило заметное оживление в ход встречи, и если бы ни его конферанс, было бы откровенно скучновато. Марина Степнова при всем ее писательском таланте не обладает харизмой и общение с ней не было особенно интересным. В этом есть определенная доля вины и самого Цыпкина, который, на мой взгляд, не очень хорошо отработал интервьюером. Вопросы были довольно банальные и часто неинтересные.
В начале встречи обсудили аспект "писатель и деньги". Озвучили и без того очевидную для многих ситуацию, в которой российский автор вряд ли может себя прокормить писательским трудом и зарабатывает обычно чем-то другим - в смежной или совершенно не связанной с писательством профессии. Мы узнали, что основной доход Марине Степновой приносит ее деятельность сценариста, а также она преподает писательское мастерство в Высшей школе экономики.
А в конце встречи, после читки рассказов, обсудили хорошего человека - именно эта тема развивалась в обоих рассказах, которые Степнова и Цыпкин вынесли на суд публики - и благотворительность - эта тема была одной из главных в рассказе Степновой. Каких-то интересных или оригинальных мыслей и идей в ходе обмена мнениями высказано не было. В общем, ставлю интервьюеру Цыпкину жирный минус, хоть он и пытался разогревать аудиторию и оживлять беседу с Мариной шутками, и часто ему это удавалось.
Читка рассказов была, пожалуй, самым интересным событием всего вечера. Марина, несмотря на куда меньший опыт публичных выступлений перед большой аудиторией, справилась лучше - хотя бы в плане артикуляции. А вот Цыпкин регулярно сглатывал и зажевывал концы фраз, периодически приходилось напрягаться, чтобы понять, что он произнес. Хотя кто-кто, а Александр со своим опытом "БеспринцЫпных чтений" должен был бы, по идее, давать фору Степновой в плане публичных чтений. Но в харизме и в умении держать внимание зала ему, конечно, не откажешь.
В заголовке поста упомянута депрессия. К самой встрече и атмосфере в конференц-зале РГБ, где проводится "Читальный зал", депрессия никакого отношения не имеет. Но пока писатели читали свою прозу, я все пыталась понять причину и природу легкого дискомфорта в душе, которое мденя не покидало в течение всей встречи. Пока не поняла, в чем дело.
Отчасти проблема в атмосфере и стилистике конференц-зала РГБ, где и будут проходить встречи с писателями в формате "Читального зала". Я была изумлена, когда там оказалась: дизайн интерьера застыл глубоко в советских партийных 70х, в то время, как на дворе 2019 год. Это помещение не годится для проведения камерных встреч с авторами. Слишком высокая сцена, слишком далеко находятся посадочные места по отношению к сцене. Двое писателей были на этой сцене, как на льдине, в то время, как зрители наблюдают за дрейфующими на льдине писателями с берега.
Но главное, конечно же, не атмосфера зала, хотя она вносит свою лепту. Главное - ощущение безысходности, безнадеги и депрессивности, которым так и веет со страниц рассказов, которые нам прочли. Эти безнадега, безысходность и депрессивность характерна для многих современных российских прозаиков, и именно она вызывает лично во мне ощутимый дискомфорт. И именно эти мотивы отбивают у меня желание знакомиться с новыми произведениями российских авторов. Беспросвета и безнадеги в жизни среднестатистического российского читателя и так предостаточно. А тут еще и февраль, снег с дождем, ветер и отсутствие солнца. Но, опять же, каждому свое, и многие уходили со встречи окрыленными. Получив автограф или селфи с Цыпкиным:)
Благодарю за предоставленную возможность побывать на творческой встрече с писательницей М.Степновой и А. Цыпкиным moscultura и администрацию РГБ.