Автор отзыва:
Произведение это произвело на меня сильное впечатление. Так сложилось, что я подряд прочитала три книги, написанных от лица ребенка, - о разных временах. Все три прекрасные, но Павел Санаев - почти мой ровесник, хотя, если честно, когда читала книгу, казалось, что он старше минимум на 10 лет. Тем не менее то же время, то же место, много ассоциаций возникло, много эмоций.
Мальчик живет у бабушки с дедушкой, фактически они отобрали его у матери, уверенные, что она плохо будет о нем заботиться, так как сама потаскуха. На самом деле в жизни матери было всего двое мужчин, и просто она изо всех сил пытается устроить свое счастье, от ребенка она не отказывалась, но, увы, из-за слабоволия вынуждена была уступить под напором матери. Подзаголовок: "Повесть о счастливом детстве". Постановщик Марк Розовский: "Павел Санаев написал веселую и печальную книгу о детстве..." Я не знаю... Мне повесть не показалась веселой, комические ситуации там, может, и были, но они были трагически комичны и лично для меня лишь еще сильнее оттеняли весь ужас. Бабушка показалась мне сущим тираном и психопаткой, и никакие добрые побуждения ее не извиняют. Шизофренично лечить ребенка от всех существующих и несуществующих болезней и постоянно напоминать ему, что он непременно сгниет к 16 годам. А мальчик совершенно спокойно рассуждает, что после этого его стоит похоронить за плинтусом в комнате мамы, чтобы смотреть на нее. Настоящая стерва. Галина Борисова чисто внешне очень подходит на эту роль. Но эта бабушка вышла намного милее и романтичнее, она даже ругалась порой как-то ласково. В спектакль вошло немало комичных моментов, а некоторые очень жестокие, наоборот, не вошли. Наверное, режиссер хотел сделать пьесу более уравновешенной и менее трагичной. А может, это просто я сгущаю краски. Александр Чернявский играл мальчика. Его интерпретация роли оказалась для меня более близкой: он часто выглядел каким-то отстраненным, выключенным из ситуации, как будто срабатывал защитный механизм. То же самое я чувствовала, когда читала книгу.
Конечно, если заглянуть глубже, то можно заметить, что вся эта бабушкина психопатия и насилие вырастают из любви. Любви, которая губит и превращает жизнь в пытку. И сам человек ничего, совсем ничего не чувствует...
Марк Розовский для музыкального оформления использовал популярные песни тех лет. Это очень в его стиле! "Песни нашей коммуналки" и "Песни нашего двора" - музыкальные спектакли, в которые он вложил всю душу. Правда, мне показалось, что не все они из одной эпохи - часть точно из моего детства, а часть более ранние. Но идея мне понравилась, для меня песни из детства всегда работают, как машина времени, создают нужную атмосферу.
А вот самый драматичный монолог бабушки получился блестяще. Там она была такой, какой я ее представляла по книге.
Фото: Сайт театра "У Никитских ворот"