Автор отзыва:
В минувшие выходные в московском театре «Театриум на Серпуховке» завершился ХII Международный фестиваль спектаклей «ГАВРОШ. Немецкий сезон». Всего за 10 фестивальных дней было дано 40 представлений для детей и подростков от 2 до 16 лет, но в зрительном зале было также много родителей. По доброй традиции, в этот театр чаще всего ходят семьями.
Одно из самых ярких впечатлений оставил спектакль «Каштанка» в постановке театра из Нюрнберга, который был показан на Новой сцене Театриума. Признаюсь, шла я на него с особым чувством. Мои дедушка и бабушка были цирковыми артистами. Цирковое закулисье всегда представлялось мне каким-то магическим зазеркальем, и я с нетерпением ждала встречи с чеховскими персонажами.
Постановка завораживает с первых секунд. Сразу бросается в глаза необычное решение образа Каштанки, её грим ассоциируется с гримом Марины Неёловой в спектакле «Шинель». И что-то неуловимо пронзительное, какая-то щемящая тоска и по гоголевскому маленькому человеку, и по чеховской Каштанке с драматической судьбой пронизывает сердца зрителей. Актриса Сабине Цизер, исполняющая Каштанку, через весь спектакль проносит тему преданности своему хозяину Луке Александровичу (Михаэль Шрамм – он же исполняет и роль директора цирка).
Меж тем, на сцене разворачивается настоящее цирковое действо – увлекательное, эксцентричное, с фокусами, сюрпризами и жонглированием. Найдено своеобразное режиссёрское решение (режиссёр – Андреа Мария Эрл) – подача литературного материала через музыкальные инструменты, которые сопровождают весь спектакль.
Каждый герой, и Каштанка, и гусь Иван Иванович (Фердинанд Рошер), и кот Фёдор Тимофеевич (Озгюр Кантар), и свинья Хавронья Ивановна (Габриэль Дремпетик) наделены своим музыкальным голосом. Мир звуков создаёт особую атмосферу спектакля (музыка – Озгюр Кантар). Пластический рисунок каждого персонажа выразителен. Это подчёркивают и ярко подобранные костюмы (Андрэ Шрайбер), и филигранно выстроенные мизансцены спектакля. Чего только стоит «египетская пирамида» на арене цирка!
Это поистине ансамблевый спектакль с блестящими актёрскими работами. Чеховские герои то веселят зрительный зал, то заставляют грустить. Ведь, как обычно, чеховские ситуации комичны внешне и глубоко драматичны внутри.
Надо сказать, что тема цирка была особенно дорога Чехову. Оказываясь в новом городе, он прежде всего посещал цирк. Эта тема находит воплощение и в образе Шарлотты из «Вишнёвого сада», которая также показывает фокусы, балансируя на грани веселья и отчаяния. И в этой пьесе, и в рассказе «Каштанка» Чехов пишет, в первую очередь, о потере дома, чувстве одиночества и бескорыстной любви.
Удивительно было наблюдать, как артисты немецкого театра глубоко прочувствовали русскую душу.
Алина Бурмистрова
Фото предоставлены пресс-службой Театриума на Серпуховке