Автор отзыва:
Готический полумрак, зависшие, словно парящие в воздухе, музыкальные инструменты… Кажется, время остановилось и сейчас на сцене будет происходить нечто пугающее и вместе с тем притягательное, извечное противостояние добра и зла, земного и потустороннего. Благодаря декорациям (художник – Александра Карпейкина), ещё до начала спектакля зрители погружаются в особенное пространство гоголевского «Вия» – одного из самых таинственных и мистических произведений в мировой литературе. Энергетика этой повести, да и вся неоднозначная биография Николая Васильевича всегда будоражила и вызывала живой интерес. На слуху и памяти многократные инсценировки и экранизации, но Театр на Таганке всегда славился своими смелыми экспериментами и поиском новых форм. Рок-н-драма Александра Баркара на музыку так рано ушедшего из жизни Вени Д'ркина (Александра Литвинова) – погружение в аутентичный гоголевский мир и при этом яркий новаторский спектакль.
В этой инсценировке известный сюжет приобретает совершенно неожиданную трактовку. И в центре не только мотив борьбы тёмных и светлых сил, но и мужского и женского начала. Главный герой борется с искушением. И неизвестно, чьи чары окажутся сильней. Взвинченный эротизм пронизывает весь спектакль, здесь всё амбивалентно, многозначно. Перед нами только лишь Хома (Филипп Котов) и Панночка (Александра Басова) или это уже архетип мужчины и женщины, Адам и искушающая его Ева, а, может, и булгаковская Маргарита, которой дано летать? И неважно, кто наделил её таким даром. Грехопадение неизбежно. Но ведь страсть – это всегда падение в бездну, столкновение с чем-то чувственным и губительным. Всё происходящее – реальность или галлюцинация, пьяный бред или история бессилия человека перед хаосом, который он носит внутри себя?
«Посмотри на меня!» – всё время просит, заклинает, а потом и приказывает Панночка. Так что же так боится увидеть Хома? С каким искушением в себе он страшится встретиться? Уж не мистический ли двойник или тёмное alter ego завладевают им? Ведь «тут дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей», – как писал Достоевский в «Братьях Карамазовых», где одному из героев также является нечистая сила. Не значит ли это, что главная борьба происходит в душе Хомы? А взаимоотношения с Панночкой очень напоминают оптический эффект «чёртова коридора», когда два зеркала, находясь друг напротив друга, бесконечно отражаются. Притягательно и страшно. Видя страдания героев, сочувствуешь им и начинаешь воспринимать Панночку не только как роковую искусительницу, но и как жертву обстоятельств. Ведь в режиссёрской трактовке она живая, чувствующая, мечущаяся душа.
Спектакль всё время держит в напряжении. И при этом драматическая линия сочетается в нём с чёрным юмором, шутками Явтуха, Дороша и Спирида – персонажей, очень точно воссоздающих гоголевскую поэтику. Здесь и национальное своеобразие, и обращение к фольклорным корням, и поэзия в прозе (в лучших традициях Таганки), и гоголевский мистицизм. «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения», – писал Гоголь в авторском примечании к повести. Так вот народный колорит очень точно воссоздан в спектакле – это и песни, и ирония («все бабы ведьмы!»), и многое другое. И выбор жанра рок-н-драмы тоже не случаен! «Рок-н-ролл – это действительно народная музыка. Вообще всё, что делается честно, изо всех сил, отчаянно и здорово, – всё народное», – говорил Егор Летов. Удивительное искусство перевоплощения – в Хоме Бруте в исполнении Филиппа Котова временами можно узнать не только гоголевского персонажа, но и Курта Кобейна в рваных джинсах с «рваными ранами» души, как поётся в песне Вени Д'ркина.
«Такая у тебя доля!» – эти слова многократно звучат в спектакле. Тема рока, фатума пронизывает всё действо. Здесь и истовое ощущение жизни перед лицом неизбежного накануне второй ночи, и яростный танец Хомы, и метафорическое восхождение на Голгофу перед ночью третьей (переклички с мюзиклом Вебера «Иисус Христос – суперзвезда).
Актёры играют на разрыв аорты, в бешеном темпоритме, магия театра происходит на глазах зрителей. Какая удивительная и точная пластика у каждого из героев (хореограф – Ирина Галушкина). И какая пластическая и тонко отражающая все метания героев музыка! В инсценировке Театра на Таганке она живая (принимает участие группа Adaen). В итоге получился очень современный, талантливый спектакль – о душе, о русской ментальности, о многоликости страсти и встрече человека с самим собою на грани жизни и смерти.
Алина Бурмистрова
Фото: Пресс-служба "Театра на Таганке"