Автор отзыва:
Премьера спектакля "Дон Жуан" в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского оставила странное ощущение. Вроде бы и актёры хорошо играют и декорации шикарные, ан нет, не зацепило, что-то не то. И давайте попробуем разобраться, в чём причина некоего недоумения после спектакля.
Начнём сразу с главного - с актёра, который играет Дон Жуана. Это Эльдар Трамов. В его исполнении и интрепретации, задуманной режиссёром Анатолием Шульевым, Дон Жуан какой-то эксцентрично-жеманный истерик, который похож, простите, на человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но никак не на мачо. Как в него могут влюбляться женщины, каким он может быть ловеласом, будучи весь окрашен "голубыми" тонами? Я был с девушкой, так вот она ту же мысль высказала. Более того, на премьере я встретил ещё несколько знакомых девушек и они просто, как сговорившись, высказали своё недоумение таким режиссёрским и актёрским видением главного героя. В нём нет ни капли мужской харизмы, нет брутальности. И если режиссёр заявил эту постановку как современную селебрити-драму, то там не было ни селебрити, ни, в общем-то, драмы. Был отсыл к современности, где всё действие происходит в наше время и, соответственно, в современных костюмах. Были какие-то намёки на современную ситуацию в России и в мире. При этом текст Мольера был близок к оригиналу. Но я не увидел и не услышал там ни старину Мольера, ни современных интонаций, ни селебрити-party. Ощущение такое, что смешали всё в одну кашу и дали на пробу зрителям.
Дон Жуан - Эльдар Трамов
Если уж режиссёр решил делать Дон-Жуана взбалмошным истериком, то на эту роль мог бы пригласить Сергея Алдонина. Вот у него бы этот спектакль заиграл бы всеми красками6 была бы и харизма, и брутальность, и истеричность.
Гомосексуальные ноты в спектакль добавляет и сцена с приходом кредитора Дон Жана господина Диманша (Константин Константинов). Там просто идёт какое-то обольщение кредитора главным героем, а потом ещё и его слугой Сганарелем (Виталий Ленский). И "голубая" линия проходит через весь спектакль. Нет, я очень толерантный человек, но ведь это пьеса о мачо, о сердцееде, о любимце женщин.
02. Сганарель - Виталий Ленский
И уж совсем режиссёр и актёр убивают себя в сцене, где Дон Жуан лежит в больнице после отравления, а по телевизору идёт фильм "Маленькие трагедии" и звучит голос Высоцкого. Если режиссёр решил совершить самоубийство, то он его совершил. Понятно, что здесь идёт противопоставление двух героев. Но лучше бы режиссёр его не делал. Потому что он совершил контрольный выстрел себе в висок. Сравнивать игру Высоцкого и то, что увидели зрители в этот вечер просто невозможно.
03. Эльвира - Анастасия Мишина
Декорации, как я уже говорил, шикарные. Это вначале стена из проводов, которая поворачиваясь становится огромным количеством динамиков. На сцене стоит ударная установка и синтезатор плюс микрофоны. Кажется, что пришёл на рок-концерт и вот-вот сейчас всё загремит, зажгётся, будут соло на ударных и клавишах, будут летать гитарные рифы над залом, а герои пьесы будут выдавать умопомрачительные рок-хиты. Ну ведь если ружьё висит на сцене, оно должно же выстрелить? Ан нет. И тут ничего не случилось. Ни одна декорация не сыграла. Было два-три раза ударено одной палочкой по тарелкам. Была одна, фальшиво исполненная и сыгранная на синтезаторе песня Эльвиры (Анастасия Мишина). Но это, я думаю, задумка режиссёра такая. Был один симпатичный лирический медлячок, неплохо исполненный Дон Жуаном. И прозвучала ещё одна фальшиво исполненная песня Шарлотты (Валерия Куликова). Всё. Зачем было делать Вудсток на сцене совершенно непонятно. Справедливости ради надо сказать, что песня Эльвиры на мотив "Я ехала домой" исполненная a cappella звучала великолепно и раскрыла голос актрисы, с которым, однако, надо ещё поработать.
04. Шарлотта - Валерия Куликова
Финал вообще непонятен и смазан. Какое-то короткое замыкание, голос мамы и появление на сцене некой безобразной скульптуры, которая, как я понял, маму и символизирует. Что это было?
05. Дон Луис - Юрий Никулин
Стоит сказать и о продолжительности спектакля. Он ужасно затянут. Попытка рассказать обо всём повернулась тем, что было сказано ни о чём. Кажется, что многие зрители ждали, когда же это всё закончится. А спектакль шёл и шёл, как бесконечный ливень.
06. Гусман, Господин Диманш - Константин Константинов
Как мне показалось, актёры и сами поняли, что это если не провал, то близко к нему. На поклонах на их лицах не было счастья. Вышедшему режиссёру не устроили оваций. Не было ни одной бисовки. Зрители похлопали ради уважения и разошлись, обсуждая то, что они увидели. Это и есть главная оценка спектакля.
07.
Тот самый случай, когда актёры играют блестяще, а замысел режиссёра абсолютно непонятен и его режиссура откровенно слабая. Зрители уходят в расстройстве, а актёров жалко.
08. Рад был увидеть на премьере Ольгу Прокофьеву с сестрой