Автор отзыва:
Как ни странно, но с каждым разом (а это был третий просмотр) спектакль нравится больше. Самый негативный эффект был от первого. Но тут, на мой взгляд, дело в обманутых ожиданиях. В первый раз я что-то себе нафантазировала до просмотра и ожидания совершенно не совпали с тем, что увидела. А вот сейчас я шла без иллюзий, четко зная, что мне покажут. И история воспринимается совершенно иначе.
Это спектакль о жизни, о пресловутом национальном вопросе, только с изнанки. Обычно все рассуждения о национальных меньшинствах идут со стороны русских. И "еврейская тема" не исключение. Здесь же мы видим взгляд изнутри - мнение евреев о своем положении в стране, о взаимоотношениях с русскими и друг с другом. И поднимается очень много вопросов. Самый главный, как мне кажется, стремление некоторых евреев откреститься от сородичей, от своей национальности. Для чего? Вероятно чтобы выжить в условиях той страны... Я еще помню, как мой одноклассник в выпускном классе поменял фамилию отца- еврея на фамилию матери-белорусски просто чтобы поступить в институт. И это не мифы, это действительно реалии тех времен. И на что готовы герои пьесы Фридриха Горенштейна? Например, Миля, он готов даже унижаться перед коллегой-алкашом только потому, что тот русский. А Миля очень хочет, чтобы русский признал его своим. И ведь не нужно забывать, что все происходит в одном из самых еврейских городов Советского Союза. Что говорить о других городах, где евреи действительно меньшинство!
Не знаю, много ли евреев воевало, но пьеса написана по реальным событиям, это практически автобиографическое произведение. И горечь главной героини Рахиль в том, что большая часть ее родных погибла во время войны, а русские, которые жили рядом, знали ее и ее семью, заявляют, что в братской могиле есть все, кроме евреев...
Рахиль... Сильная женщина, тянущая на себе сестру, двоих дочек и племянника. Готовая на все, чтобы сохранить остатки своей Семьи. Но одновременно легко проклинающая тех же членов своей семьи, ругающая их последними словами. Можно сказать, что да, она устала все тащить на себе, срывается, нервы не выдерживают. Но мне не понятно, как может в одном человеке одновременно уживаться доброта и ненависть? Как можно давать человеку кусок хлеба, кроя его проклятиями? И тут же чуть-ли не перегрызать глотку чужому за племянника, которого минуту назад ругала и которому желала смерти! Как?
А ведь именно благодаря Рахили живет сестра, племянник... Что бы с ними стало? Племянник - сирота. Сестра хоть и трудолюбивая, но совершенно не приспособленная к жизни. Рахиль решает все бытовые вопросы, достает продукты. Не всегда это получается во благо, но именно ее практичность дает возможность семье выжить.
Спектакль заставляет задуматься очень о многом, взглянуть иначе на близких, на людей вокруг. Подумать, заслужил ли человек твоей ненависти или пренебрежения лишь потому, что он еврей? Наверное тут как и с гомофобией - важно что из себя представляет человек, а не то, какой он национальности, веры или ориентации.
Спектакль очень длинный - он идет почти 4 часа. Но при этом он смотрится легко и время проходит довольно незаметно. И одной из причин такого эффекта - прекрасная игра актеров. Каждый на своем месте, как маленький винтик, благодаря которому безупречно работает вся машина. Здесь нет сильных и слабых, здесь даже маленькие роли исполнены от души.
Рекомендую ли данный спектакль? Он специфический, поэтому рекомендую, но каждый должен сначала подумать - близка ли ему эта тема. Это очень серьезная постановка, в которой практически нет места знаменитому еврейскому юмору. Она скорее трагичная. И если вас это все не пугает, то этот спектакль ваш. И он очень добротный!
Фото: сайт Театра им. Вл.Маяковского