Автор отзыва:
Бывает, когда спектакль «делает» один актер. Так вот и самобытный комедийный талант Олеси Железняк буквально «делает» все комедии Романа Самгина в театральном агентстве «Арт-Партнер XXI».
8 июля на сцене театра «Содружество актеров Таганки» прошла премьера комедии «Последний шанс». Пьеса Сэма Бобрика (ему сейчас 84), известного американского сценариста и продюсера (автора сериала «Флинстоуны» и песни Элвиса Пресли «Девушка моего лучшего друга») в оригинале носит название Last Chance Romance, то есть с акцентом на романтику. Режиссер Роман Самгин, ученик Марка Захарова, черный юморок Бобрика понял и романтику по возможности убрал. Еще у Бобрика взаимоотношения строятся вокруг типичной бруклинской еврейской семьи, многократно обыгранной во многих комедийных сериалах. Самгин избежал и соблазна дать еврейского говорка персонажам, это приподняло всю историю над местечковостью, и дало множество иных плюсов.
Олеся Железняк, ленкомовская звезда, хорошо известна широкому зрителю по фильму «Ландыш Серебристый», сериалам «Сваты» и «Моя прекрасная няня». Но у нее множество отличных ролей в Ленкоме, а в «Арт-Партнёре XXI» она уже сыграла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе», Улиту в «Лесе» и Надежду в пьесе Сигарева «Детектор лжи». И вот новая великолепная, практически бенефисная роль Майры Витзер — взбалмошной 38-летней одиночки, терпящей дома свою экстравертную еврейскую мамочку и развлекающуюся поиском мужей и посещением психотерапевтов.
Когда Майра встречает скучного муниципального чиновника по обслуживанию лифтов Леонарда Шэнка, которого играет убедительно, но неискрометно Никита Тарасов (повар-француз из сериала «Кухня»), ей вдруг кажется, что пора остановиться и остепениться. Ее уже не пугает скука и занудство избранника, а надежная небольшая зарплата и перспектива обеспеченной пенсии — даже привлекают. И она практически силком женит его на себе. Скучный муж скоро находит даже преимущества в таком семейном сосуществовании, но не Майра. Ей очень скоро самой становится скучно, и ситуация разворачивается на 180 градусов — теперь уж Леонард бегает за Майрой, чтобы убедить ее вернуться…
Олеся Железняк не просто органична сверх меры, она блистательно проживает все комедийные зигзаги этой комедии положений. Ей то «замуж невтерпеж», то она на голубом глазу самозабвенно лжет ради пришедшей ей только что в голову мысли, то она с искренним состраданием всхлипывает в поисках понять своего новоиспеченного мужа, то дважды сталкивает его с балкона театра вниз, то целуется с ним в надежде почувствовать то эфемерное чувство, что зовется любовью… Многомерная и чрезвычайно изящно отточенная роль, моторчик всего действия.
Партнеры вынуждены существовать как декорации. Никита Тарасов не смог выйти за рамки условного скучного чиновника, Марианна Шульц в трех ролях сразу ощутимо перегибает палку, Сергей Серов больше занят передвижением декораций, чем двумя своими ролями. Царит одна Железняк, и везде она совершенно органична и комически точна.
Режиссер Роман Самгин смог найти тот нерв пьесы, который зовется гротеск, внутренний абсурд. Он не гонится за эффектными мизансценами, световыми эффектами или обнаженкой. Хотя на сцене постоянно разговаривают о сексе, зритель ощущает, насколько же тут — про одиночество и поиски любви. Это спектакль о Главном, и гротесковая форма лишь оттеняет корневой месседж. Хохоча, зритель все-таки думает о любви.
Фото: Светлана Мальцева