Автор отзыва:
Смотря спектакль Юрия Грымова "Скотный двор" в персонажах я узнавал людей, которые стали настоящими скотами. Кто-то из бывшего комсомольца стал начальником и начал издеваться над своими подчинёнными. Кто-то, будучи подчинённым, для того, чтобы получить горсть хрючева из рук начальника, предавал друзей, лгал и изворачивался. Спектакль "Скотный двор" именно об этом.
Джордж Оруэлл вообще писатель, который видел общество насквозь. И этот спектакль поднимает проблемы как людей, так и общества. К чему может привести революция, когда быдло захватывает власть, как опускаются люди и как революция пожирает своих детей, вот основной посыл спектакля.
"Скотный двор" - Поклоны
Спектакль достаточно жёсткий. Но не вся ли человеческая история такая? Мы видим, как по ходу действия хряк Наполеон всё больше узурпирует власть, доведя её до абсолютной диктатуры и никто не может ему перечить. Хотя, вот же, вас много, убейте его и всё кончено. Но нет, персонажи готовы терпеть и умирать за своего вожака, который ищет пособников его оппонента Цицерона, которого изгнали. Всё это отсылает нас к репрессиям 1937 года. Хотя в истории можно встретить полно таких персонажей. Того же Пол Пота или Бокассу.
Юрий Грымов намеренно доводит ситуацию до очень жестокого абсурда, когда дочь фермеров свиньи сжирают, а потом жена соглашается спать с хряком Наполеоном, потому что не может уже сидеть в клетке год без мыла. И это, насквозь фальшивое признание, что она любит хряка, вызывает чувство омерзения. Этого нет у Оруэлла, но в этой сцене показывается, что человек может упасть и до такого уровня.
И то, что сын фермеров, становится прислужником Наполеона, причём самым свирепым из них, раскрывает человеческую слабость. Когда кто-то, не смотря на предложенную пайку, сопротивляется до конца, а кто-то становится полным негодяем без моральных принципов.
Здесь изначальные правила не изменяются а просто дополняются несколькими словами, чтобы диктатор мог жить полной жизнью, а остальные раболепно работали на него.
Очень мощная роль Юрия Анпилогова в роли коня Боксёра. Он трудяга, много работает. При этом и романтичен.
Он пытается сомневаться в поступках Наполеона, но всегда находит им оправдание. Даже на пороге смерти от непосильного труда он славит своего диктатора.
Изначальное правило "Животное не пьёт спиртного" дополняется окончанием "...до бесчувствия". И вот уже Наполеон спокойно пьёт спиртное.
А когда озверевший в своей безнаказанности Наполеон начинает репрессии, то животные сами признаются в несуществующих мыслепреступлениях, а другие их убивают из ружья, чтобы не быть заподозренными в измене.
А правило "Животное не убьёт другое животное" дополняется маленькой приставкой "...без причины". А причина же вот. Якобы измена Наполеону.
И, конечно, правило "Все животные равны" дополняется фразой "...но некоторые животные более равны, чем другие", что даёт право Наполеону творить всё, что угодно. и никто не может этому перечить.
Посмотрите спектакль и вы узнаете многих, кого встречали в своей жизни. А может быть узнаете себя. Это спектакль о том, как сохранить в себе человеческое достоинство и не стать скотом.
Фото и видео: Михаил Брацило / Москультура