Екатерина Гусева оказалась между небом и землёй

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Екатерина Гусева

Есть люди, которые являются проводниками человеческих душ и живут между небом и землёй. Именно таким человеком был Валентин Войно-Ясенецкий известный как Святой Лука Крымский.

В Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля "Между небом и землёй", где главные роли сыграли Екатерина Гусева и Иеромонах Кирилл (Перегудин), действующий насельник Московского Данилова монастыря. Также в спектакле приняли участие Праздничный мужской хор Данилова монастыря и Большой детский хор имени В.С.Попова. Они ведут зрителей по жизненному пути Святого Луки Крымского.

Иеромонах Кирилл (Перегудин)

Перед нами проходит автобиография Войно-Ясенецкого "Я полюбил страдания...", отрывки из которой используются в спектакле. Он был блестящим врачом, открывшим новые методы операций и спасшим много жизней.

"Государственные экзамены я сдавал блестяще, на одни пятерки, и профессор общей хирургии сказал мне на экзамене: "Доктор, вы теперь знаете гораздо больше, чем я, ибо вы прекрасно знаете все отделы медицины, а я уж многое забыл, что не относится прямо к моей специальности".

Екатерина Гусева

Мы узнаём о его трагедии, как его первая жена Анна, родившая ему троих детей, умерла в 1919 году.

"А моя бедная больная Аня знала, что меня арестовали, знала, куда увели, и пережила ужасные часы до моего возвращения. Это тяжелое душевное потрясение крайне вредно отразилось на ее здоровье, и болезнь стала быстро прогрессировать. Настали и последние дни ее жизни. Она горела в лихорадке, совсем потеряла сон и очень мучилась. Последние двенадцать ночей я сидел у ее смертного одра, а днем работал в больнице. Настала последняя страшная ночь. Чтобы облегчить страдания умиравшей, я впрыснул ей шприц морфия, и она заметно успокоилась. Минут через двадцать слышу: "Впрысни еще". Через полчаса это повторилось опять, и в течение двух-трех часов я много впрыснул ей шприцев морфия, далеко превысив допустимую дозу. Но отравляющего действия его не видел. Вдруг Аня быстро поднялась и села, довольно громко сказала: "Позови детей". Пришли дети, и всех их она перекрестила, но не целовала, вероятно, боясь заразить. Простившись с детьми, она легла, спокойно лежала с закрытыми глазами, и дыхание ее становилось все реже и реже... Настал и последний вздох".

Большой детский хор имени В.С.Попова

И как чудесно Луке была ниспослана вторая жена София.

"Господу Богу было ведомо, какой тяжелый, тернистый путь ждет меня, и тотчас после смерти матери моих детей Он Сам позаботился о них и мое тяжелое положение облегчил. Почему-то без малейшего сомнения я принял потрясшие меня слова псалма как указание Божие на мою операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой я знал только то, что она недавно похоронила мужа и была бездетной, [12] и все мое знакомство с ней ограничивалось только деловыми разговорами, относящимися к операции. И однако слова: неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях, — я без сомнения принял как Божие указание возложить на нее заботы о моих детях и воспитании их.

Я едва дождался семи часов утра и пошел к Софии Сергеевне, жившей в хирургическом отделении. Я постучал в дверь. Открыв ее, она с изумлением отступила назад, увидев в столь ранний час своего сурового начальника, и с глубоким волнением слушала о том, что случилось ночью над гробом моей жены.

Я только спросил ее, верует ли она в Бога и хочет ли исполнить Божие повеление заменить моим детям их умершую мать. София Сергеевна с радостью согласилась".

Святому Луке Крымскому пришлось пережить аресты и три ссылки, но везде он оставался несломленным, помогая людям и неся православный крест и служение.

В спектакле мы слышим как церковные песнопения, так и советские революционные песни, а также "Вставай, страна огромная!", соответствующие каждому этапу истории России. Ведь Войно-Ясенецкий застал и дореволюционный период развития России, и революцию, и Гражданскую войну, и индустриализацию, и 1937 год с его арестами, и Великую Отечественную войну, и смерть Сталина, и оттепель, и полёт Юрия Гагарина в космос.

Впервые я услышал интереснейшую версию песни "Там, вдали за рекой" Николая Кооля и Александра Александрова. У этой песни есть несколько переложений. И в спектакле использовалась версия "Лишь только в Сибири займётся заря" о тяжкой доле каторжан.

Настоящим шедевром стала песня "Мама" в исполнении Екатерины Гусевой. Это было исполнено на одном нерве. И пронзительный крик: "Мама!", - был направлен туда, в небо.

Екатерина Гусева - "Мама"

 

А как прекрасно прозвучал казачий романс "Не для меня придёт весна", наполненный печалью и грустью человека, который знает, что погибнет.

И уж совершенно шикарно было исполнено песнопение "Яко с нами Бог", где мощнейший тенор солиста волнами перекликался с хором Праздничного мужского хора Данилова монастыря, вызывая светлую радость в сердце.

На экран проецировались фотографии Святого Луки Крымского с его рисунками. А в зале разливалась Божья благодать. Это был, воистину, светлый спектакль.

Екатерина Гусева

Фото и видео: Михаил Брацило / Москультура

 

 

Раздел: 

Метки: