Автор отзыва:
Я, конечно, не претендую на всезнание, но как-то уже привыкла, что с большей частью площадок нашего города знакома. Пусть не лично, но всё-таки.
Вы знали, что у нас уже не первый год существует Московская галерея восточной живописи? А ведь среди моих друзей довольно много людей изучающие экзотические языки, увлекающихся культурой востока как минимум на уровне мультфильмов и, конечно же, просто любителей красивого. 2 марта в Московской галереи восточной живописи открылась выставка «Легенды кимоно: герои, творцы и хранители»
Мне посчастливилось одной из первых своими глазами увидеть эти невероятные экспонаты. Представляете, это уже третья выставка! Коллекция Натальи одна из самых больших не только в России, но и в Европе, выставки дают возможность познакомиться хотя бы с малой частью уникальных кимоно и аксессуаров. Нынешнюю экспозицию объединяет нарративный посыл тканей: и это отдельный восторг, поскольку личное мое знакомство с восточной литературой не очень близкое. Показательно, что понятие "оби" пришло в мою жизнь с детской книгой (до сих пор не понимаю, что мама так Чарскую-то не любила?!).
Татьяна Наумова и Наталия Бакина
Фотографиями с официальной части я не богата, рост не позволял: публике представляли людей, приложивших руку к тому, чтобы эта выставка стала возможной. Чувствуешь себя немного лишней. Тут даже внешний вид сыграл свою роль: прибегаешь на торжественное мероприятие с работы, а публика (и не только дамы!) в тематических нарядах. Сразу атмосфера меняется.
Завершалась торжественная часть фуршетом выступлением мастера икебаны под звуки, наверное, кото. Букет символизировал пробуждающуюся весну, для вазы мастер использовала скромный зимний пояс-оби. Через его рисунки-трещинки как будто через лед прорывается энергичная листва.
Завершают композицию ветви ивы, традиционный благопожелательный элемент.
К сожалению, кураторской экскурсии либо не было, либо я не дождалась, покинув галерею ещё до фуршета с дегустацией саке, но по мере сбора гостей успела пройти по залам. Кимоно экспонируются в частично разложенном виде, но каждое сопровождается фотографией, где можно увидеть, как именно оно сидит на фигуре. И, конечно, отдельная благодарность за развернутые пояснения: когда именно принято носить тот или иной наряд, техники и материалы, литературная основа - у меня голова шла кругом от обилия информации.
На этой фотографии, например вы видите хомонги-хитоэ "Асикари", созданное в 1920-30-е годы. На шелке с вытканным узором рю-суй - водные потоки - вышит и нарисован сюжет, отсылающий к пьесе театра Но "Резчик тростника" (собственно асикари). Это летнее кимоно о любви и преданности.
Источником вдохновения для росписи куротомэсодэ "Кого" того же периода послужили гравюры Цукиока Коге. На ткани изображены три сцены из пьесы XII века. Одна из них спряталась на изнанке. Кстати, с последней тоже не всё так просто. В Японии, как и во многих других странах, время от времени действовали законы против роскоши, однако, на изнанку они не распространялись. Так же не регламентировались нижние юбки и оби. Вот где можно было развернуться.
Экспонаты невероятно красивы. За каждым стоит не только разнообразие техник украшения ткани, но и история литературы и театра. Лучше увидеть всё своими глазами, однако, тут я вас не очень порадую. Если не ориентироваться на экскурсии и лекции, проходящие по вечерам, то зал работает с 12 до 18 часов, выходной - среда. Полный билет стоит 500 рублей, покупка на сайте выйдет чуть дешевле, что удобно, электронный билет к дате не привязан.
Ну и, конечно, никак нельзя обойтись без фаворита. К сожалению, именно это кимоно целиком сфотографироваться не получилось.
Это фрагмент хомонги-авасэ "Мышиная свадьба", носимый в конце марта - начале апреля. Источником вдохновения этого кимоно 70-х годов послужили работы детского иллюстратора Исибэ Торадзи. Думаю, сказка "Мышиная свадьба" о поиске самого достойного жениха известна многим.
Пожалуй, тут я закончу, но позволю немного пострадать. Среди призов лотерии, в которой участвовали все гости, кроме каталога были и открытки. Но не повезло, набор с комоно - да и любой другой приз - достался более везучим людям. Каких только сувениров нет. В открытки я влюбилась, хотя и удержалась от покупки. Среди них - очаровательный проект «китусская каллиграфия» Альберта Крисского ака ПапаХуху. Остается только кусать локти, что эта шкодная выставка проходила уже года два назад, теперь-то я подписалась, буду бдить.