Автор отзыва:
Первую декаду апреля я посвятила спектаклям МТЮЗа. Так сложилось, что после «Отца Сергия» я не была в этом театре — а между тем там есть что посмотреть. Я выбрала три спектакля разных режиссеров из разных поколений — «Скрипку Ротшильда» Камы Гинкаса, «Марию Стюарт» Петра Шерешевского и «Семью Грей» Андрея Гончарова. Один из спектаклей на сцене почти 20 лет, два других — недавние премьеры. Два спектакля идут на основной сцене, один — на малой, расположенной в колоритном старинном особнячке, пережившем нашествие Наполеона и пожар Москвы. Это еще раз доказывает, что театр — вечен.
«Скрипка Ротшильда»
Валерий Баринов — актер-бриллиант.
Все полтора часа, что длится спектакль, он находится на сцене, и все полтора часа играет на высочайшем уровне. И сама роль — гробовщик Яков, человек, мягко говоря, неуживчивый, но замечательно играющий на скрипке — сложна невероятно. Иначе и не может быть: это Чехов, самый многослойный автор нашей литературы.
Спектакль К. Гинкаса был создан почти два десятка лет тому назад и собрал множество наград, как и занятые в нем актеры. Роль Ротшильда, знакомого Якова, на котором тот периодически срывает свое дурное настроение, но которому все же в конце концов оставляет свою скрипку, играл Игорь Ясулович. Сейчас ее играет Александр Тараньжин, который чуть-чуть уходит в тень и оставляет больше пространства для героя Баринова.
«Мария Стюарт»
Мандельштам написал: «власть отвратительна, как руки брадобрея». Режиссер Петр Шерешевский с ним не согласен: по его мнению, власть гораздо хуже.
Хотя «Мария Стюарт» согласно нынешней моде на подзаголовки и именуется «историей одного убийства», на самом деле это спектакль не об убийстве, а о власти и о том, что власть не просто отвратительна, она создает чудовищ.
Все, кто так или иначе олицетворяет власть в спектакле, омерзительны своим двуличием, лживостью, угодливостью, склонностью к произволу и не в последнюю очередь — слащавым лицемерием, апофеозом которого является песня, которую в финале исполняет королева (Виктория Верберг).
Омерзительны государственник лорд Берли (Сергей Погосян), омерзителен Лестер (Игорь Балалаев), обтяпывающий свои делишки через постель. И даже Мария Стюарт (София Сливина), будем честны, не вызывает симпатии: зритель вроде как должен сочувствовать бедной жертве, но она больше всего страдает не оттого, что оказалась в тюрьме и не оттого, что ее жизнь висит на волоске, а оттого, что Елизавета не находится на ее месте. Мир Марии опрокинулся, потому что власть явила свою изнанку — что происходит, когда ты этой власти лишаешься.
Едва ли не единственный, кто сохранил нечто человеческое — Мортимер (Илья Шляга), который еще верен неким идеалам и пытается Марию спасти. Но на вершинах власти и даже на подступах к ним оставаться человеком нельзя, и вполне закономерно он терпит поражение.
Петр Шерешевский сделал замечательный, жесткий и бескомпромиссный спектакль, в котором занят сильный актерский ансамбль. На небольшой сцене МТЮЗа художнику Надежде Лопардиной пришлось постараться, чтобы разграничить спальню королевы, ванную комнату, в которой происходит одна из самых важных сцен, залы дворца, тюрьму и камеру Марии.
На всякий случай должна предупредить, что адептам традиционного театра постановка может показаться слишком современной — охрана одета в современную униформу, за заключенной следит камера, большую часть действия сопровождает видео крупных планов, которое выводится на огромный экран, текст Шиллера местами разбавлен вставками, в ироническом ключе сближающими действие с нашим временем. На сайте указана продолжительность 2 часа 40 минут, но спектакль длится 3 часа.
«Семья Грей»
Аннотация уверяет, что спектакль Андрея Гончарова рассказывает о любви внутри одной большой семьи. Однако на самом деле это история об аде.
Одним из признаков ада является безвыходность — в прямом смысле слова: выхода нет. Из ада никуда нельзя уйти, и даже если ты питаешь иллюзию, что каким-то образом ушел и оставил его позади, он обязательно нагонит тебя.
В данном случае ад импортирован из рассказа мало у нас известного американского писателя Шервуда Андерсона и принял форму большой протестантской фермерской семьи. Где все говорят друг другу «я люблю тебя», все трудятся, почитают родителей (Андрей Максимов и Полина Одинцова). Но один из сыновей, Тед (Леонид Кондрашов), после перенесенной в детстве тяжелой болезни обречен и мучается этим, а его сестра Мэри (Алла Онофер) неловко защищает его и только ухудшает положение.
Второй сын (Дмитрий Агафонов) до поры до времени так предан семье и земле, что отказывается от карьеры в городе и поддержки дяди Фреда (Евгений Кутянин). И вроде бы ничего не происходит, но когда отец решает спилить деревья, к которым привыкли остальные члены семьи, вдруг оказывается, что все уже давно не имеет смысла. И судорожные попытки отца купить больше земли и вырастить больше травы и кукурузы, и его атака на деревья, и его власть. Ни у кого из них нет будущего — никакого. И Тед умрет, и никто его не спасет. И остальных никто не спасет. Они в аду, а то, что это приличный ад, кругом свои, и земля своя, и они не бедствуют, на самом деле не значит ничего.
В спектакле заняты хорошие молодые актеры, чувствуется желание режиссера уйти от известных авторов и миллион раз поставленных текстов. Что само по себе неплохо, потому что не секрет, что наш театр топчется на сравнительно небольшом запасе классических сюжетов, в которых не так часто удается сказать что-то новое.