Автор отзыва:
Чешский писатель Карел Чапек в некотором роде был мастер на все руки — писал фантастику, сочинял симпатичные детективные рассказы, сказки для детей и пьесы. Он застал несколько миров — мир Австро-Венгерской империи, провинцией которой была его родная Чехия, переходный период слома империй в результате первой мировой войны и мир независимой Чехословакии, над которой вследствие возвышения Гитлера очень скоро стали сгущаться тучи.
«Средство Макропулоса» — фантастическая история, написанная в более спокойное время для публики, которая не забыла прошлое. Упоминаемый вскользь в тексте император Рудольф имел славу странного монарха, интересовавшегося всякой чертовщиной. Кроме того, он перенес имперскую столицу из Вены в Прагу и таким образом стал для чехов фигурой, можно сказать, культовой. Фантазия Чапека переосмыслила окружение и мотивы действий этого монарха, и таким образом появилась загадочная Эмилия Марти (Карина Дымонт) — роковая дама, которая с уверенностью говорит о том, что происходило несколько веков тому назад, и которая ищет рецепт средства Макропулоса, обеспечивающего бессмертие.
Вокруг Эмилии, которая пережила, не меняясь, уже много поколений, темным облаком клубятся ее странные слуги-инферно (Елена Шестовская, Андрей Кудзин и другие), а сама она как магнит притягивает участников затянувшейся судебной тяжбы — жесткого непримиримого Пруса (Евгений Бакалов), его противника молодого Грегора (Максим Метельников) и сына Пруса Янека (Егор Кучкаров). Однако режиссер Олег Леушин поставил все же не мелодраму, а сложную смесь мистико-фантастической истории с комедией. Великолепен комический поклонник Эмилии Гаук-Шендорф (Андрей Санников) и комичен в своей серьезности адвокат (Сергей Бородинов), который может любого запутать своими рассуждениями, но тем не менее не смог выиграть дела.
Текст пьесы неровен, в начале в нем многовато юридических моментов, во втором акте Чапеку очень хочется порассуждать о бессмертии, и он вынуждает героев не говорить, как следовало бы в соответствии с их характерами, а излагать взгляды автора. Однако великолепная Карина Дымонт и другие отличные актеры — в первую очередь Бакалов, Санников, Бородинов, Кучкаров — заставляют забыть о недочетах материала. Тем более что роль у Карины Дымонт необычная, непохожая на ее остальные роли, и этой необычностью увлекает зрителя.
Хочется отметить костюмы Ольги Ивановой, в том числе сверкающее красное платье Эмилии, в котором она проводит второй акт. Очень удачно задействованы вращающиеся зеркала, которые усиливают мистическую составляющую происходящего. Реальный мир пересекся с миром зазеркалья, который завораживает, манит к себе - но легко и может погубить. Может быть, император Рудольф догадался об этом, когда под надуманным предлогом не стал пробовать средство Макропулоса. Впрочем, это уже мои домыслы, потому что автор в пьесе об этом не говорит.
Фото с сайта театра