Автор отзыва:
"Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева одно из самых русских произведений в литературе. Оно показывает мечущуюся душу советского интеллигента, который не может найти себя. И спектакль с одноимённым названием, который поставил театр "Кашемир" во Дворце на Яузе ведёт зрителей вместе с главным героем по этому железнодорожному пути.
В спектакле блистает Иван Добронравов. Его монологи о процессе пития переплетаются с философскими размышлениями. И в эти размышления, в алкогольном бреду, к нему приходят разные персонажи, включая ангелов, Петра, Сатану, декабриста. Кто-то пытается спасти Веничку, а кто-то наоборот, уже поставил на нём свою метку смерти. И они окажутся сильнее.
Веничка - Иван Добронравов
Даже само пространство сцены своим сужающимся переходом напоминает, то ли железнодорожный тоннель, то ли тот самый коридор, который проходит человек, умирая.
Веничка - Иван Добронравов
В какой-то момент ангелы вместе с Веничкой напоминают Троицу Рублёва. И есть в этом отсылка к русскости произведения. При этом, ангелы, тоже подсказывают ему, что надо выпить, чтобы полегчало и, тем самым, тоже подталкивают его к краю.
Суетящиеся люди в поезде, попутчики Венички, все они разного социального статуса, рассказывая свои истории, становятся единым целым. И хоть они разные, но у всех написана драматическая, а где-то и трагическая судьба, которую они пытаются залакировать водкой.
А если вспомнить, что Советский Союз был самой читающей страной в мире, то неудивительно, что контролёр в электричке, на которой регулярно ездил Веничка в Петушки, не выгонял его за бесплатный проезд, компенсируя его своей тяге к истории
Появление Петра, то ли Первого, то ли камердинера княгини, напоминает чёрного человека Моцарта и Есенина. Он, размеренно вышагивая, ведёт за собой попутчиков Венички, и становится торжественным и мрачным призраком скорой смерти.
Пётр - Сергей Аронин
А явившийся в красном мареве к Веничке Сатана, играющий синим шаром, пропитой Веничкиной души, практически ставит точку на его жизненном пути.
И уже сама Смерть является к нему в образе Мрачного Жнеца. И не спрячешься от этого Жнеца, не убежишь.
А та самая зазноба, к которой едет Веничка, уже никак не может его спасти. И может только скорбно склонится над его телом.
Но Веничка вновь оказывается на Курском вокзале, откуда и начинал свой путь, рядом с виолончелистом. Эта виолончель будет сопровождать его весь путь.
И, чёрт его знает, то ли ему привиделось всё это, то ли и на самом деле он умер и его душе суждено вечно скитаться между Москвой и Петушками. Как знать...
Фото: Михаил Брацило / Москультура