Автор отзыва:
Театр Вахтангова обратился к творчеству Федерико Феллини поставив спектакль режиссёра Лейлы Абу-аль-Кишек "Феллини. 8 ½". Это не дословное изложение фильма, а сплав его сюжета и биографии режиссёра.
Зритель погружается в полумрак съёмочного павильона с минимумом декораций, где режиссёр Гвидо Ансельми пытается разобраться в себе. Роль Ансельми играет Владимир Вдовиченков. Его персонаж, человек сомневающийся, он явно находится в творческом кризисе и не очень понимает, как его преодолеть и пытается понять, как найти себя в мироздании. У каждого бывают периоды безысходности и сможет ли выйти из этого периода человек, зависит только от него самого. И мощный Вдовиченков вдруг становится таким беззащитным. Не перед другими, перед самим собой.
Владимир Вдовиченков: "Я решил никого не копировать, а копать свои жизненные обиды, радости, обманы, предательства и через спектакль найти человека, который сидел б в зале и думал: "Это и про меня". Не совсем я пытался делать режиссёра. Режиссёры бывают разные. Я пытаюсь играть человека, который создаёт свой мир, который его бы устраивал бы, в котором ему было бы комфортно".
Спектакль построен в минималистичных чёрно-белых тонах. В нём много пластики. А начало второго действия первые минут двадцать вообще идёт без слов. Мы видим пластический этюд клоуна и Гвидо Ансельми, в котором невроз Гвидо просто пронизывает каждую мизансцену. Он никак не может надеть пиджак также, как и не может найти себя. И этот умный грустный клоун непременный персонаж шестидесятых годов. У нас это был великий Леонид Енгибаров. И вся эта сцена мне напоминала репризы с ним, где смех шёл сквозь грусть.
Режиссёр Лейлы Абу-аль-Кишек: "Эта история об итальянском кинорежиссёре Гвидо Ансельми, пронизанная иронией и тонким юмором, практически автобиографичная история самого Федерико Феллини. Феллини рисует портрет творческого человека в реальном мире, в его фантазиях, снах и воспоминаниях".
Лейла Абу-аль-Кишек
Сон и явь переплетаются в жизни героя. Его окружают красивые женщины и ушлые продюсеры. Жена и любовница, непременное соревнование двух характеров, которые не добавляют Гвидо жизни, а, скорее, забирают её. И появление жены как Мадонны из чёрного сумрака сцены в белом платье, после попытки самоубийства Гвидо, не кажется путём к его спасению.
Спектакль очень тонкий и требует максимальной сосредоточенности зрителей. И, конечно, после него стоит пересмотреть великий фильм.
Фото: Михаил Брацило / Москультура