Автор отзыва:
Вот так надо преподавать творчество Максима Горького в школе и тогда молодые люди будут его читать и понимать. На диспуте "Несвоевременный человек", посвящённом писателю, художественный руководитель фестиваля Евгений Миронов, режиссёр Елизавета Бондарь, писатель, исследователь творчества Максима Горького Павел Басинский, арт-директор фестиваля Олег Лоевский, профессор, театровед Николай Песочинский, художественный руководитель театра имени Моссовета Евгений Марчелли, театральный критик Оксана Ефременко устроили просто феерическую лекцию-дискуссию о жизни и творчестве Максима Горького в рамках фестиваля "Горький в Парке Горького"
Евгений Миронов: "Я с детства Горького ненавидел за "Буревестника". Его надо было учить. Я забывал строки и не понимал до конца смысл. А потом, когда я уже учился в школе-студии МХАТ, я просто влюбился, что называется, с первого взгляда в пьесу "На дне" и до сих пор мечтаю сыграть в ней. Год назад ко мне обратилась директор Парка Горького Елена Лупина с предложением сделать фестиваль Горького. Мне нравятся его произведения, какие-то больше, какие-то меньше, но он никогда не был моим автором. Как интересно! Год назад получилось так, что это семя очень быстро проросло. Мы с Олегом Лоевским стали собирать команду. Дальше, совершенно неожиданным образом, министры культуры Нижегородской области и Казани изъявили желание продолжить. Что значит интересное дело. Оно, фактически, само развивается. Не без усилий моих, потому что поддержка чиновников. Получился такой интересный марафон - Казань-Нижний Новгород-Москва, 160 событий. Сейчас время очень похоже, вызовы очень похожи, мир меняется на наших глазах. Как в это время живёт, творит, приспосабливается, противостоит чему-то человек, как личность - большая, серьёзная, крупная. Горький - звезда, немыслимая, и очень длительное время. Поэтому Сталин так хотел его заполучить. В художественном плане он был модерн. Соцреализмом там близко не пахло. Настолько многогранная и сложная фигура. Я подумал, как интересно, как о нём забыли. Он был мистификатор, великолепный артист. Как он себя интересным образом вёл в компании, очень загадочный, практически ни с кем не общался. Это приковывало к нему в первую очередь женщин - моментально. Тусовка прекращалась, все смотрели в сторону Горького. А он молчит, курит трубку. Очень интересная, театральная, артистичная фигура. Очень страшное и интересное время. И, конечно, нам хочется ответить на вопросы, которые перед нами сегодня возникают. Мы смотрим в прошлое и пытаемся понять, какие были времена, какие были судьбы, какие были выводы, как это происходило...
Я бы сделал театральный сериал о Горьком, о его жизни. Потому что он сам по себе, он фрик, он страдалец. Это сама по себе фигура. И сделать несколько эскизов - Горький в какой-то драматической ситуации".
Евгений Миронов
Целую лекцию прочитал Павел Басинский: "... Его понимание социализма религиозно. Если люди верят в то, что они создадут прекрасный мир, они соберутся и его создадут. Но жизнь показывала Горькому, что всё не так. В революцию он верил. Февральскую революцию он с радостью принял, как вся интеллигенция. Все они Николая ненавидели, все были рады свержению монархии, не понимая, к чему это приведёт. Но у Горького было ощущение, что свергнут монархию и высвободятся культурные силы народа. И начнётся строительство. А началась Октябрьская революция и дальше гражданская война. и это был для него страшный удар, от которого он долго не мог оправиться. А дальше он попытался убедить себя в том, что в конце двадцатых, в тридцатые годы начинается то самое строительство, которое к чему-то приведёт...
Интересный вопрос, почему Горький уезжает от Ленина, который ещё не тиран и не деспот, и возвращается к Сталину. Вроде бы парадокс. На самом деле никакого парадокса не было. Горькому эмиграция не нравилась. Он был в двух эмиграциях. Его в 1905 году за участие в первой русской революции, причём это было прямое участие, на его квартире скрывался Гапон. И под диктовку Горького писалось воззвание к рабочим, с чего и начались баррикады и так далее. Дальше были крестьянские волнения. Его, сначала, сажают в Петропавловку. Там он пишет "Дети солнца". А потом, примерно как Солженицына, под давлением общественного и мирового мнения его высылают и он семь лет, с 1906 по 1913 год, живёт за границей. Сначала в Европе, потом едет в Америку, там "Мать" пишет, а потом на Капри. Но как только у него появляется возможность вернутся в Россию, 300-летие Дома Романовых, амнистия, он тут же возвращается и не выезжает из России до 1921 года. Февральская, Октябрьская революция, он всё равно остаётся, он пытается спасать интеллигенцию и очень много делает. Как Мережковский писал, что в Гражданскую войну мы съели одного очень большого писателя. Имея в виду, что он тратил очень много энергии на то, чтобы выбивать пайки, вызволять из заключения и так далее. Откуда он уезжает? 1921 год, ещё не закончена Гражданская война, в Петрограде голод, Ленину он надоел со своими бесконечными просьбами. Ленин понимает, что дореволюционная интеллигенция, в основном, против большевиков, это "пятая колонна", их спасть не резон. А Горький просит, просит, просит.
Тем временем умирает Блок, не успев выехать на лечение, расстреливают Гумилёва, у Горького на квартире Зиновьев устраивает обыск, начинается кровохарканье. Он уезжает в эмиграцию. Но в эмиграции Горькому плохо. Эмиграция была очень расколота. Там было много внутренних противоречий, внутренней злобы, обид и так далее. В парижской эмиграции Горького ненавидят, потому что он для них большевик. В берлинской эмиграции другая история. Там выходит газета "Накануне", которая оплачивается из СССР, для того, чтобы влиять на эмиграцию. И это Горького не устраивает. Он отказывается печатать эту газету. Он пытается издавать журнал "Беседа" и ему обещали, что журнал будет большими тиражами продаваться здесь. Обманули, "Беседа" не выпускается. Он хочет на Капри. Но в Италии в 1922 году приходит к власти Муссолини. Италия, на самом деле, фашистская страна. Надо понимать, откуда Горький бежал в СССР. Он бежал из фашистской Италии. И он уезжал тогда, когда уже Гитлер в Германии у власти. На Капри ему жить не разрешают и он поселяется в Сорренто. Но ему там скучно.
А дальше начинается программа возвращения Горького в Советский Союз. К нему, один за одним, приезжают молодые советские писатели: Леонов, Каверин, почти все. Только Шолохов не доехал. Ему итальянцы визу не дали. Их всех свободно выпускают. Странно, да? СССР - закрытая страна, "железный занавес", а их выпускают. Они приезжают. На самом деле они не врут: "У нас выходят книги, там выходят журналы, мы получаем хорошие гонорары". А в Европе в это время экономический кризис. Ав СССР вроде расцвет. Там журналы, там издательства, молодые писатели приезжают, красивые, весёлые. Вас только не хватает. Конечно это был проект по его возвращению. И он, в конце концов, возвращается".
Павел Басинский
В диспуте были блестящие воспоминания и разборы театральных постановок. Ведь Горький и театр неотделимы друг от друга. Это была интереснейшая дискуссия, где упоминались малоизвестные факты из биографии писателя. Посмотреть её можно на официальном сайте фестиваля: Горький в Парке Горького
Фото: Михаил Брацило / Москультура