Автор отзыва:
Премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» в Театре на Перовской привлекла меня сначала из общей моей потребности в шекспировском театре. В несколько последних лет удалось сходить на «Макбета», «Гамлета», «Ромео и Джульетту». И захотелось пропустить через себя что-то еще столь же основательное, шекспировское…
Ничего прежде о об этом произведении не слышал, и не знал, что это пьеса, похожая на сон. Три параллельные сюжетные линии, причудливые, довольно абсурдные, когда реальность не давит, но и опереться на нее особо не получается. Недаром в качестве вставного номера Титанией (Натальей Васиной) исполняется блюз группы 4 Non Blondes «What’s Up?» («Что происходит?»).
Количество ролей сопоставимо с числом актеров театра на Перовской.
И как же это всё трудно ставить, чтобы было легко смотреть! Но это у режиссера Гульнары Галавинской получилось. Все два часа спектакль «не падал».
Общее ощущение для разгона хочется выразить сакраментальной фразой «они это сделали!».
Дело происходит в Древней Греции, в Афинах. Поэтому любовные и брачные перипетии местных молодых людей Гермии, Елены, Лизандра и Деметрия исполняются в туниках. Аристократия — тоже в туниках, хотя самый главный использует современное транспортное средство — мини-сигвей, он же гироскутер.
Лесные духи — в каких-то невообразимых костюмах. А участники народного представления носят более и менее современную одежду, хотя в каком-то смысле тоже невообразимую.
Некоторые актеры играют по две роли. В итоге получилась довольно неожиданная для незнающих текста сказка, которая кончается не как обычная сказка — свадьба, а — спойлер! — тремя свадьбами.
И представляется, что главные в пьесе — именно сказочные события.
Сам театр на Перовской посетил лишь во второй раз, впервые разведав дорогу в начале нулевых, когда там показывали спектакль по книге Мамлеева «Шатуны» и в зале присутствовал автор.
С тех пор сменился главный режиссер и пришли молодые актеры. В общем знакомлюсь с нуля.
В фойе, словно в лобби пятизвездочного отеля, играл дуэт скрипачки и пианиста. Потом оказалось, что они — полноправные участники музыкального оформления спектакля.
«Сон в летнюю ночь» — пьеса, непосредственного источника сюжета которой не найдено. Замысел и композиция действия полностью принадлежат самому Шекспиру, что просто уникальный случай, как я понимаю. В этом произведении беспечного лесного духа Пэк можно воспринимать как образное воплощение автора, ведь Пэк может неожиданно влюбить героев друг в друга или преобразить. Но есть ли в пьесе загадки, тайны, второе дно, я сходу не понял. Наверное, если обложиться книгами по шекспироведению, то таковые всплывут. Ну, а в зрительном зале приключения просто показались волшебным сном, который стоило увидеть.
Очень доволен.
А у Шекспира — 38 пьес, еще что-нибудь посмотрю менее романтичное, если Бог даст.
Впрочем, и в описываемом спектакле в финале, словно средство против слащавости, исполняется песня Crack of doom группы Tiger Lillies:
И все мечты, надежды и желания
исчезнут в огне,
который их поглотит.
Страшный Суд уже близко.
Страшный Суд уже близко.
Фотографии — Евгений Люлюкин