Автор отзыва:
Николай Цискаридзе провёл в ТАСС пресс-конференции, где рассказал о подготовке к концерту выпускников Академии Вагановой, который пройдет 23 июня в Государственном Кремлёвском Дворце.
О концерте: "В театре спектакль делается раз и надолго. А на выпускном спектакле коллектив, который вы создали для этого спектакля, в последний раз выступает вместе. Они никогда уже не пересекутся.
Весь сегодняшний балет, который существует в мире, так или иначе сходится на улице Зодчего Росси. И больше в нашей стране таких институций, которые повлияли бы на ход всего мирового искусства в принципе нет. Театр, также как и академия, это не стены. Это, прежде всего люди, которые его наполняют. В очередной раз я хочу показать, что мы смогли сделать в этом году. Одна из важных составляющих воспитание, когда мы умеем ценить тех людей, которые были до нас. В школе всегда чествуются все выдающиеся выпускники. В следующем году исполнится 290 лет Академии, а московской будет 250 лет. Но нет ничего более древнего в сфере образования, чем эта школа. В России сначала создали танцевальную школу на государственном уровне, а только потом образование. Если бы не было этой школы, не создалось бы ни Академии художеств, ни Лицей, в котором учился Пушкин, ни Смольный. Потому что по модели этой школы создались другие институции. В этом году 95 лет Юрию Григоровичу. Он очень любит свою школу и он очень любит эту улицу. Я с ним проводил очень много времени, когда он водил меня по зданию и рассказывал что здесь в какой год было.
Программа каждого выпускного спектакля делается под того, кто выпускается. Природа не рождает каждый год урожай одинаково. Точно также и материал. В этом году у нас такой материал и мы выбираем такие номера. На следующий год другой. В этом году я выбрал третий акт "Раймонды", так как этот концерт посвящён Юрию Григоровичу. Это очень большой риск. Например в кордебалете должно быть восемь мальчиков, которые могут девочку посадить и на левое плечо и на правое. Поверьте, не во всех балетных труппах вы найдёте таких восемь мальчиков, не то что в школе подростков.
Я всегда настаиваю, чтобы балет в самом главном училище мира, там где классика родилась, был представлен всегда разнообразно. Первый номер, это танцы Дня и Ночи из оперы "Джоконда" Понкьелли. Потом хореография Бурнонвиля, одного из классиков датского балета. Это "Фестиваль цветов в Дженцано". И шедевр Леонида Лавровского "Классическая симфония". Это балет, который он поставил для моего родного Московского хореографического училища. Для меня это такая ностальгия, потому что в моём возрасте, когда я выпускался, все через этот спектакль проходили".
О выпускниках: "К сожалению удаётся отслеживать судьбу выпускников, потому что трагедия нашей профессии и любой профессии: в учебном заведении получают образование, не делают карьеру. Дело в том, что когда мы выходим из школы с документом, даже если это и "красный" диплом, мы обнуляемся. Вы приходите в театр и начинаете делать свою карьеру с нуля. Карьеру в школе не делают, карьеру строят в театре. А дальше всё зависит от руководства, куда ты пришёл. И от удачи, от умения ладить, от многих черт.
До пандемии, когда мы ехали в 2019 году в Кремль, чёрт дёрнул меня посмотреть все выпуски, которые у меня были. Они закачаны в айпаде. И подъезжая к Москве у меня лились слёзы, потому что я увидел, какое количество людей я выпустил, и какое количество уже погибло и погублено навсегда. И они никогда не восстановятся. Этот с травмой, этот бросил профессию навсегда. Особенно больно, когда очень способных людей "ломают", и ещё больнее. когда действительно способные люди оставляют профессию по разным причинам. И из-за харрасмента, и из-за того, как унижают. К сожалению это всё существует и это очень горько.
Я вчера зашёл на спектакль в Большом театре. перешёл на другую сцену, и ко мне подбежало несколько людей, которых я давно не видел, которые выпускались. И так это было трогательно.
Юрий Григорович выстроил мне судьбу. К тем, кого он выбирал, он очень бережно относился. И он понимал, что мальчик я очень бедный и в стеснённых обстоятельствах. Страна рухнула, 1992 год. Мама гражданка Грузии, я гражданин России. Он дал какое-то распоряжение, ко мне тут же какой-то человек подошёл, у меня взяли какие-то денежки, документы и меня зачислили в кооператив. Мама скончалась, когда его выживали из театра. В тот же день, когда он ушёл, меня выкинули из кооператива. На самом деле я счастлив, что не живу в доме Большого театра на Цветном бульваре, потому что мне не приходится видеть всех тех людей. Очень важно, когда в тебе заинтересованы".
Фото: Михаил Брацило \ Москультура