Автор отзыва:
Давно ли вы видели женщин, плачущих на спектакле? На, фактически, моноспектакле одного актёра, который заставил людей рыдать и переживать? Я это видел на постановке режиссёра Виктора Крамера "Кроткая" в Малом театре, где Сергей Гармаш в роли Ростовщика просто околдовал зал, заставив его замереть, задержать дыхание, пустить слезу и разразиться громом оваций по окончании спектакля.
Ну а если добавить, что в спектакль идёт под музыку Кузьмы Бодрова в исполнении камерного ансамбля "Солисты Москвы" п/у маэстро Юрия Башмета, великого музыканта, которому 29 апреля Президент Российской Федерации Владимир Путин присвоил звание Героя Труда, то к концу спектакля зритель испытывает полный катарсис.
Юрий Башмет
Сергей Гармаш проигрывает роль человека, который, по сути своей, является трусом, когда-то отказавшимся от дуэли и изгнанного из-за этого из полка, хотя говорит, что сам ушёл, и неудачником, три года скитавшимся без денег и ночевавшим где попало, но волей случая получившим три тысячи рублей наследства от умершей тётки, и вымещает на своей молоденькой жене все свои обиды, пытаясь казаться великодушным и строгим одновременным. И доведение её до самоубийства, как апофеоз своей никчёмной жизни. Мы видим историю абьюза, который был, есть и, к сожалению, будет.
Ростовщик - Сергей Гармаш
Ростовщик Гармаша, человек психопатического характера. По мере повествования зритель видит, как он всё больше и больше сходит с ума, подходя к состоянию натурального сумасшествия после смерти Кроткой. И это состояние психологического надлома Сергей Гармаш показал очень ярко. Резкие переходы от спокойного состояния к нервным срывам, трясущийся подбородок и безумные и, одновременно плачущие в этом безумии глаза Ростовщика, который пытается оправдать себя и свои действия благодушием, вызывают у зрителя обратный эффект - брезгливость, желание вымыть руки от общения с таким персонажем.
Ростовщик - Сергей Гармаш
На сцене появляется кукла в рост человека, как образ того, что для Ростовщика Кроткая не более чем игрушка, которой он может вертеть как угодно. И эта большая кукла превращается в маленькую, как символ затухания жизни в человеке, над которым издеваются.
Ростовщик - Сергей Гармаш
Какая блестящая сцена, где он лежит под револьвером Кроткой, и реально понимает, что его жизнь может оборваться прямо сейчас.
Ростовщик - Сергей Гармаш
И просто фантастический, мощнейший финал, где главный герой находясь уже в стадии наступающего безумия, перед гробом с мёртвой Кроткой, пытается оправдать себя: "Слепая, слепая! Мертвая, не слышит! Не знаешь ты, каким бы раем я оградил тебя. Рай был у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя! Ну, ты бы меня не любила, — и пусть, ну что же? Всё и было бы так, всё бы и оставалось так. Рассказывала бы только мне как другу, — вот бы радовались, и смеялись радостно, глядя друг другу в глаза. Так бы и жили". И мы понимаем, что нет не жили бы. Всё закончилось бы всё равно трагично, но позже. И в этом гениальная игра Гармаша, который смог заставить поверить зрителей, что на сцене происходит не игра, а настоящая жизнь, и перед ними стоит не актёр, а обычный человек, самого презренного склада характера.
Ростовщик - Сергей Гармаш
И образ сразу трёх разных Богородиц над Ростовщиком как апофеоз того, что нет, не примут его на небе. Кроткая, которая выбросилась из окна, с иконой Богородицы, будет принята, несмотря на самоубийство, а Ростовщик нет. Потому что он палач, убийца, а Кроткая - жертва.
Ростовщик - Сергей Гармаш, студенты Щепкинского училища
В спектакле принимают студенты Щепкинского училища, которые одновременно играют роли Лукерьи, Шрёдера и тёток. Оказаться на сцене легендарного театра в спектакле с таким мастером как Сергей Гармаш и под музыку ансамбля "Солисты Москвы" п/у живого гения, маэстро Юрия Башмета, событие, которое, безусловно станет им хорошим актёрским уроком.
Студенты Щепкинского училища
Декорации спектакля лаконичны и красивы. Огромные стеллажи с полками, которые потом оказываются дверями, символизируют внутренний мир Ростовщика, внутри которого нет света. И зачем открывать двери, за которыми проглядывает тьма. Кроткая открыла их из безысходности и попыткой наладить свою жизнь и поплатилась.
Ростовщик - Сергей Гармаш
Музыка Кузьмы Бодрова с самого начала, с увертюры, тревожна. И эта тревога с нарастанием переходит в эмоции и обретает трагичность к финалу.
Ростовщик - Сергей Гармаш
Безусловно, спектакль "Кроткая" в Малом театре, это одно из значимых событий театрального сезона и, конечно, театралы, да и зрители. которые нечасто ходят в театр, должны прийти на этот спектакль, чтобы увидеть всю мощь игры Сергея Гармаша и услышать камерный ансамбль "Солисты Москвы" п/у Юрия Башмета. А если кто-то всплакнёт, то что ж, это не возбраняется. Отпустите себя и дайте волю своим чувствам!
Фото предоставлены Русским концертным агентством / Концертной дирекцией Юрия Башмета