Автор отзыва:
Режиссер-хореограф Сергей Землянский, композитор Павел Акимкин и художник Максим Обрезков сотрудничают уже довольно давно. Втроем они создали серию пластических спектаклей, которые идут на разных сценах Москвы. О спектакле «Воскресение» я писала несколько месяцев назад, а сейчас поговорим о «Калигуле», который идет в Московском Губернском театре.
Сюжет постановки основан на одноименной пьесе французского писателя Альбера Камю, но, насколько я заметила, создатели спектакля также вдохновлялись римским историком Светонием — биографиями Тиберия и Калигулы из его труда «Жизнь двенадцати цезарей». Тем, кто недостаточно хорошо знаком с этими авторами, я настоятельно рекомендую купить программку с либретто, чтобы не возникало вопросов по поводу происходящего на сцене.
Исторический Калигула оказался заложником системы, сложившейся даже не при его предшественнике, императоре Тиберии, а при Августе, который завершил гражданскую войну и заложил основы устойчивого процветания империи, но не имел бесспорных наследников. В итоге еще при жизни Августа началась борьба за власть: Тиберий как пасынок Августа пользовался полной поддержкой своей матери, которую император очень любил, а Калигула оказался среди потомков единственной родной дочери Августа, которые рассматривались как конкуренты Тиберия. После череды взлетов и падений Тиберий все-таки сумел одержать верх, после чего занялся более или менее планомерным истреблением конкурентов. Чтобы уцелеть в этих обстоятельствах, надо было быть не просто удачливым, а сверхудачливым, и можно представить, чего это должно было стоить Калигуле. Причем он не только сумел сохранить свою жизнь, но и стал преемником Тиберия.
Пластический спектакль «Калигула» — рассказ о власти, которая все дает, и власти, которая все отнимает. После смерти сестры и любовницы Друзиллы Калигула не находит себе места: он может все, но воскресить ее не может. А что он может? Его затягивает в воронку кровавых и бессмысленных безумств, и чем дальше, тем чаще ему является в видениях тень Тиберия — человека, который без тени сомнения убивал его родных, но благодаря которому он все же стал императором.
Современные музыка и хореография, фантастической красоты костюмы Максима Обрезкова, которые, я уверена, однажды будут показывать в музеях, прекрасные актеры — Станислав Бондаренко в роли Калигулы, Григорий Фирсов (в другом составе Юрий Колганов) в роли Тиберия, Мария Александрова (в другом составе Виктория Скицкая) в роли Цезонии и другие — создают на сцене завораживающее, чувственное, яркое зрелище. Полностью спектакль называется «Калигула. Версия без слов», но слова тут действительно не нужны: танец, пантомима, музыка, свет передают все оттенки, и даже известный анекдот о том, как Калигула ввел в сенат своего коня, иллюстрируется через костюм сенаторов — когда все они чуть-чуть оказываются лошадьми.
Фото с сайта театра, фотограф К. Угольникова