Автор отзыва:
Всё, что случается с человеком, это случайность или провидение Божие? Являются ли совпадением многие события в жизни или же они уже записаны на какой-то небесный носитель при рождении человека? Не знает никто и об этом ведутся тысячелетние споры между верующими и атеистами. Театр "Школа современной пьесы" обратился к этой деликатной теме в спектакле художественного руководителя театра и режиссёра Иосифа Райхельгауза "Ангелы вышли покурить".
В спектакле достаточно тонко и аккуратно поднимается вопрос веры. Вот обычная деревенская семья, где муж Паша в исполнении Ивана Мамонова приносит жене Нине, которую играет Ирина Линдт справку после обследования, что у него, возможно, рак. И что вот тут станешь делать? Но совершенно случайно в подполе дома обнаруживается древняя, считающаяся утраченной, чудодейственная икона XVIII века и вокруг семьи и дома начинают происходить разные события.
Паша - Иван Мамонов
Совершенно невероятная сцена обретения иконы поставлена с размахом Иван Мамонов реально рубит пол сцены топором так, что щепки летят. Более того, прорубив пол, он оказывается в реальном подвале и выкидывает оттуда лопатой достаточно много земли. А потом ещё и устанавливает крест на этом месте. Это впечатляет.
Паша - Иван Мамонов
Но самое главное в спектакле, это игра актёров. Мы видим реальную жизнь. Здесь нет плохих и хороших, здесь реальные люди со своими плюсами и минусами и со своими тараканами в голове. Они такие же, как и мы все. И тот же Паша, который всю жизнь был атеистом, вроде бы начинает верить в Бога, а в конце снова становится неверующим. Он обычный работяга, который в доме своими руками всё обустроил и у которого церковь теперь хочет отнять этот дом, взамен предлагая деньги или квартиру, потому что хотят сделать священное место для паломников.
Паша - Иван Мамонов, Нина - Ирина Линдт, Паломницы - Мария Раевская и Виктория Вязовская
И та же матушка Херувима (Татьяна Циренина) вроде бы и плохая, что хочет забрать дом для церкви, но вроде и хорошая, потому что узнав, что у Паши рак она просит у настоятеля Агафангела (Александр Галибин) оставить дом семье.
Херувима - Татьяна Циренина
И вроде бы Агафангел плохой, потому что настаивает на том, чтобы дом перешёл в собственность церкви и угрожает Херувиме лишить её должности. Но в разговоре с ней мы узнаём, что у него есть дети и что он сам многим помог в своей жизни.
Агафангела - Александр Галибин
Тут есть ещё и паломницы (Мария Раевская и Виктория Вязовская), которые среди ночи, совершенно безцеремонно, явились в дом, дабы прикоснуться к святому месту, и хозяева вынуждены были дать им ночлег. Правильно ли это?
Паломница - Мария Раевская
А жена Паши Нина пытается спасти брак, она реально любит его, а он уже нет. Нина выплёскивает всю боль и всю любовь но Паше уже всё равно.
Нина - Ирина Линдт
И мы видим потрясающую игру Ирины Линдт.
Нина - Ирина Линдт
Тем более Паша полюбил молодую монашенку Ангелину (Екатерина Лисицына), которой вообще-то нельзя любить, но куда денешься от нахлынувших чувств. И с одной стороны, она плохая, что уводит Пашу из семьи, а с другой Ангелина вдыхает в него силы и надежду на новую жизнь. И заключительный эпизод, где она оказывается ангелом, говорит о том, что ангелы вовсе не выходили покурить, когда Паша заболел. И она спасла его. И только тогда Паша это понял.
Ангелина - Екатерина Лисицына
В спектакле участвует изумительный ансамбль духовной музыки "СКИФ", который великолепно исполняет церковные песнопения.
Ансамбль "СКИФ"
Иосиф Райхельгауз: "Мы год назад выпустили премьеру "Бешеный хворост" автора Олега Маслова. Он получил огромное количество рецензий. Мы спрашивали его, какая следующая пьеса. Он ответил, что следующая пьеса о монастыре. Я опешил. Я о чём только не ставил спектакли, но монастырь, это всегда было так далеко от меня и как-то меня это очень мало занимало. Но вопросы: кто мы, откуда, куда идём, зачем, волновали меня всегда.Я прочитал эту пьесу и понял, что хочу задавать эти вопросы и предъявить их залу. Мы пригласили хор из монастыря, мы пригласили отца Николая, настоятеля одного из монастырей, консультантом. Мы ездили в женский Свято-Введенский островной монастырь во Владимирской области и матушка нас водила, рассказывала, показывала. Мы разговаривали с послушницами, разговаривали с монахинями. Это очень определённая атмосфера. Для нас всё это было предельно важно. И было важно не оскорбить чувства верующих, также как ни в коей мере не оскорбить чувства атеистов. Отец Николай мне говорил: "Можно не верить в кого-то кто на облаке, в аду, в раю, но можно верить в природу, можно верить в музыку, можно верить в любовь, можно верить в человека. Это очень важно. то есть вообще не верить нельзя. Нет человека, который ни во что не верит". И вот об этом пьеса. И мне очень хочется надеется, что об этом спектакль".
Иосиф Райхельгауз
Ирина Линдт: "Мне кажется, это очень глубокое произведение. И, наверно, нет на земле человека, который хоть раз в жизни не задумывался над этим. Тема, которая затрагивается, те вопросы, которые поднимаются в спектакле, совершенно необъятны. Можно без конца думать на эту тему, но найти какой-то ответ очень сложно. Мой персонаж, это женщина. которая живёт своей жизнью. Таких персонажей очень много в нашей стране. Она ничего не видит. У неё есть дом-огород-муж и всё. И она приходит к своему этапу жизни и понимает, что это и всё? Я прожила, у меня любви толком никакой, куда мне, что делать? Проблема с мужем. И из окон виден монастырь, на который она смотрит. И вдруг она в него приходит, постепенно начинает ходить на службы, начинает читать Евангелие, начинает что-то понимать, разбираться. И она ищет для себя выход в этом внутреннем конфликте. Она не может этого понять, она не знает что там, она пытается допрашивать сестёр, как там, расскажите. Но её ведёт туда. В целом спектакль способствует тому, что человек будет задумываться о чём-то хорошем, настоящем, о чём-то таком, действительно глубоком".
Ирина Линдт
Спектакль для того, чтобы подумать и разобраться, прежде всего в самом себе и понять, а правильно ли ты живёшь.
Фото: Михаил Брацило \ Москультура