Автор отзыва:
Посетила волнующее событие - концерт (в рамках крещенского фестиваля) разной степени современности музыки. В программе - и премьерное исполнение было, хотя для меня каждый пункт программы вполе себе премьера
Бенджамина Бриттена слышала, конечно, и музыку его люблю, потому что - классная.
В концерте прозвучали восемь средневековых стихотворений для хора без сопровождения Sacred and Profane" 1975 года, дирижировала хормейстер театр - Юлия Сенюкова, все было хорошо в ней: и осанка, и кудри карамелные, и дирижирование.
Музыка Бриттена в исполнении хора Новой оперы показалась мне неким цельным слитком из серебра, который плавили строчки английских стихотворений. Эти стихотворения - хороши во всяком смысле. Потому приведу отрывки.
1. Гимн Святого Годрика - "Святая Мария, Дева Пречистая.." и т.д.
Вспомнилось, что ранее произведение Б.Бриттена "Гимн Деве" было, и вот - последнее также начинается с гимна ей.
2. Птицы в лесу
Птицы в лесу,
Рыба в реке,
И можно сойти с ума:
Много горя я переживаю
Ради самых лучших из живых существ
3. Весна идет (многие захотят добавить Весне дорогу)
Но тут все изложено крайне волнующе
"Черви занимаются любовью под землей,
Женщины становятся необычайно гордыми,
Им так это идёт!
Если я не найду свою единственную любовь,
Это блаженство мне придётся забросить,
И я быстро в лес убегу
4. Долгая ночь.
5. Когда я вижу
Когда я вижу на Кресте Иисуса
Во имя любви к человеку,
Горько я должен заплакать
И грехи свои отринуть,
Если я знаю любовь,
Если я знаю любовь,
Если я знаю любовь.
6. 6. Рождественская коляда
Огонь вообще, а не коляда
Дева на болоте лежит,
На трясине лежит;
Неделю полную..
ну и так далее, но не тому подобное
7. Ты, прохожий
8. Смерть
Из серебряного общего хорового слитка выделялся вдруг голос какой-то Снегурочки (солистки), этот голос звенел, он будто б принадлежал неземной креатуре, и исходил на снежную росу и легкие ледяные брызги.
Очень красиво.
В смысле баланса текст-музыка - лучшее, что прозвучало на концерте.
Вторым номером стал Концерт для валторны с оркестром П. Хиндемита, 1949, Солист – Хосе Висенте Кастелло, дирижер - Валентин Урюпин
Думаю, что неоклассик Пауль Хиндемит написал этот концерт из соображений пролетарской справедливости. Для валторны концерты мало кто писал.
В музыке есть что-то старомодное, от авангарда начала 20 века.
И если даже не отвлекаться от валторны и даже от всего оркестра (внимательные, собранные и симпатичные музыканты), дирижерская манера Валентина Урюпина заинтересовывает, в хореографическом смысле. Марионеточные движения, подходит к такой музыке, конечно.
Стилеобразующий такой момент в исполнении.
После антракта, мы очень ожидали ораторию Кайи Саариахо, кстати, и дождались.
"Страсти Симоновы" 2006 года
ничего не читала перед..специально, для непосредственного восприятия, неодготовленного
на первых же строках текстах мои средней узости глаза расширились, лицо довольно круглое по природе вытянулось, а вот челюсть все же не стала падать на грудь и остановила свое движение вниз. К чему столько эмоций по поводу текста.
Оказалось оратория посвящена не условному старцу Симону (как мне подумалось из названия), а Симоне Вайль, философу, мистику и большевичке, в общем-то.
Вот те на
Оркестр впрочем, играл нечто мистически-волнующее, как потом выяснилось "спектральная музыка", и высококлассное. Удовольствие от такой музыки стопроцентное улавливается, уши есть у нас - есть контакт- есть кайф, однако поскольку есть еще и глаза, и они привыкли читать, предатели и мысле-предатели, они периодически портили чувственную радость слушания и слышания утонченнейшей музыки и красивейших сопрано чтением текста. Впрочем, литературная основа принадлежит весьма выдающейся фигуре - Амину Маалуфу, член Французской Академии, лауреат Гонкуровской премии. Теперь думаю, что это не комплиментарные звания, возможно.
Но..про Симону Вайль ему не удалось, я считаю.
Потому что повестка про социальное неравенство, она такая..сложно с ней, в общем.
Например, эпизод - Симона отказывается пить молоко, потому что "дети Франции н получают молока"
На это высказывание, которое должно стать трагическим, у меня, увы, один вопрос - если дети Франции не получают молока, почему получает его Симона (при желании) и даже может отказаться.
И так далее
такое все..
Но музыка Кайи Саариахо преодолевает текст, она оказалась такой, которую хочется слушать бесконечно.
И солистки-феминистки с галстучками на обнаженных шеях, золотистый топ - на Марии Буйносовой, серебристый - на Ирине Боженко - тоже прекрасно выглядели и звучали. Вот надо больше было слушать их французский.
Текст и фото: Ия Яковлева