Автор отзыва:
"Счастлив, кто падает вниз головой, мир хоть на миг, но увидит другой".
Так называется одна из работ Юрия Малыгина, представленная на ежегодной выставке проекта "Поверхности", которая уже в седьмой раз открылась в музее-заповеднике "Царицыно".
Мне кажется название этой работы, как нельзя лучше определяет выставку. Авторская керамика, по словам генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Фокиной, сегодня переживает новый виток популярности. Зрителю открывается совершенно иной и непривычный мир, казалось бы обычных вещей. Ведь для многих из нас керамика это что-то обычное, повседневное.
Однако, выставка авторской керамики - "Поверхности", открывает посетителям совершенно другой мир: многогранный, интересный.
Рафаэль Сайфулин. Люди и птицы. 1984 год
На выставке представлено около 100 работе более 60 авторов. Наряду с мэтрами российской керамики, такими как Марина Степанова-Ланская, Людмила Крутикова, Екатерина Базлова, Василий Шлычков, Наталья Хлебцевич, представлены и молодые художники: Дарья Орочко, Анна Марамыгина, Егор Дворянцев, Николай Муминов.
Александр Долгушин. Колёса. 2012 год
Особенностью выставки этого года является участие художников по стеклу, чьи опыты работы с плоскостью, выразительность и тонкость подходов родственны опыту и подхожу керамистов. Выразительные возможности стекла как материала хрупкого и бесконечно загадочного продемонстрированы в работах шести ведущих художников по стеклу: Анны Бутиной, Юлии Мерзликиной, Натальи Урядовой, Ларисы Серовой, Елены Алексеевой и Альфии Ширинской.
Лариса Серова. Взаимоотношения. 2020.
По мнению куратора Татьяны Пунанс, у керамистов со стекольщиками похожая задача: «И мы, и они пытаемся доказать всему миру, что картины – это не только холст и бумага, но и другие материалы, при помощи которых создается искусство».
Соединение рельефа, цвета и различных техник делает керамические пласты уникальным жанром в искусстве. Одни рисуют на пластах полочками, другие – кисточкой и стеком, третьи - сворачивают края и выгибают пласт, задавая ему нужную пластику.
И получаются невероятные и интересные работы.
Такие как: "Бессонница" Натальи Егуповой.
Или светящийся изнутри Петербург Юлии Овчаровой ("Мой Питер")
Фантастические "Горизонты" Ирины Лапенко
Или очень актуальный "COVID -19" Марии Софроновой.
Жанр пласта предполагает работу исключительно на поверхности, которая становится для художника подобием холста. Основой, на которой можно дать волю фантазии и попробовать поработать с рельефом, поиграть с живописью попробовать графику.
Фигуративные и беспредметные, яркие и сдержанные, сложные и минималистичные.
С помощью пятен и линий, абстракций и вполне ясных художественных мотивов в повествовательной или ассоциативной ритмике художник "выкладывает" на глиняный пласт свои эмоции, которые передаются зрителю.
В "Нектом" Дмитрия Хохловкина я увидела сказочную трехлапую птицу в шутовском колпаке и задалась вопросом - как может ходить птица на трех лапах? Это же не удобно.
Его же "Жук", если смотреть издалека, поначалу воспринимается как дрогаценный камень или створки ворот. Или лишь подойдя ближе - различаешь лапки.
А вот "Лося" я так и не смогла увидеть. Возможно, кому-то повезет больше чем мне.
И точно знаю. Выставка никого не оставит равнодушным. Здесь каждый найдет для себя что-то новое и интересное.