Третьяковка открыла России потрясающего художника начала ХХ века Константина Кузнецова

Аватар пользователя Михаил Брацило

Автор отзыва: 

Константин Кузнецов. "Сена. Трокадеро"

Экспозиция Константина Кузнецова (1863–1936) "Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия" в Государственной Третьяковской галерее — это подлинная выставка-открытие, возможность впервые представить наследие художника российскому зрителю. Константин Кузнецов – русский мастер, сформировавшийся в Париже, последний рыцарь импрессионизма, как называли его французские критики. Единственный из русских живописцев, столь органично влившийся в традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. "Русский Моне" - так называли Кузнецова французские критики.

Константин Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи Нижегородской губернии. С 1900 года он жил в Париже, где стал постоянным участником прославленных салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Его картины выставлялись на отечественных и зарубежных экспозициях наряду с произведениями Анри Матисса, Виктора Борисова-Мусатова, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Пьера Боннара, Мориса Дени. Кузнецов получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона и добился признания в России и Франции. Ряд произведений Кузнецова хранится в собраниях Музея Орсе и Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственного Русского музея.

02. Мост искусств. Бараки

Как сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, в отличие от многих русских художников Кузнецов отлично вписался во французскую жизнь. Произошло взаимопроникновение русской художественной школы 19-го столетия в традиции французского импрессионизма.

03. Зельфира Трегулова

Выставку в Государственной Третьяковской галерее удалось собрать благодаря необычной судьбе художника. Переехав во Францию, Кузнецов долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать работы. Он предпочитал не сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад. Они пролежали более 100 лет в ожидании своего часа, бережно передаваемые из поколения в поколение его потомками. Работы хранились на антресолях, свернутые в рулоны и одетые на ветхие подрамники. Несколько лет назад российские специалисты, проводили архивное и искусствоведческое исследование и познакомились с правнучками художника. В их апартаментах они обнаружили масштабное собрание работ Кузнецова, которое и будет показано на выставке в Третьяковской галерее. Русский зритель впервые увидит картины Кузнецова: ведь в последний раз его произведения были показаны в Москве в 1909 году.

04. Повозка с лошадью и баржи на берегу Сены

В названии выставки «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия» обозначены три главных региона, где работал художник.
Разделы экспозиции организовали по географическому и хронологическому принципу: «Раннее творчество. Конкарно», «Парижские пригороды», «Бретань и Нормандия», «Париж», «Семья. История наследия».

05. Вид на Пленёф

Также отдельный зал посвящен работе Кузнецова на острове Бель-Иль. Это уникальное место во Франции, где работали Клод Моне, Анри Матисс, Френсис Обюртен, Максим Мофра, Джон Расселл. Константин Кузнецов – единственный из русских художников, писавший на Бель-Иле. Он побывал здесь дважды: в 1913 (еще молодым художником) и в 1923 году (зрелым мастером). Во время второго визита на Бель-Иль Кузнецов почувствовал в себе силы амахнуться на сюжет «Скалы Порт-Котона», известный по творчеству Клода Моне. Однако в своей картине он расставляет акценты по-иному, со свободой мастера XX века и присущей ему эмоциональностью. В зале будут представлены полотна из собрания правнучек Кузнецова во Франции, они являются одними из самых дорогих сердцу его потомков сегодня.

06. Нотр-Дам в эффекте контражура

Малый зал посвящен теме «Семья. История наследия». Это рассказ о семье Константина Кузнецова, о ее героях, которые сыграли важную роль в сохранении наследия художника. В зале экспонируется ширма, расписанная самим Кузнецовым и украшавшая его апартаменты на бульваре Монпарнас.

Портрет Александры Кузнецовой с дочерью

Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

Фото: Михаил Брацило / Москультура

Раздел: 

Метки: