Автор отзыва:
Магия, любовь и Москва царили во МХАТ им. Горького. Мюзикл "Свидание в Москве" пролился светлым, иногда ностальгическим, иногда современным тёплым летним дождиком на зрителей, заставив их улыбаться и путешествовать по великому городу.
Спектакль представлен в рамках II Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. Ну и где же показывать премьеру спектакля о Москве, как не во МХАТ им. М.Горького, ставшим одним из символов города.
02. Вера - Екатерина Рябова
Сюжет спектакля лёгкий с нотками мистицизма и чем-то напоминает фильм Эльдара Рязанова "Девушка без адреса". Девушка Вера (Екатерина Рябова) приезжает в Москву из провинциального города поступать в театральный институт. В Москве она заводит друзей, с которыми гуляет по городу. Её обкрадывают, но друзья помогают. И, конечно же, здесь случился традиционный любовный треугольник, даже с дракой, в котором участвуют два новых друга Веры - Аркадий (Михаил Урецкий) и Роман (Антон Лызо). И Вере надо выбрать одного из них. Причём срочно. Почему срочно?
03. Вера - Екатерина Рябова, Роман - Антон Лызо
Дело в том, что друзьями Веры становятся Алика (Полина Пахомова) и Раф (Александр Емельянов). Две мистические сущности, которые и пытаются определить судьбу Веры. И вот здесь мы становимся на территорию Михаила Булгакова. Недаром Элеонора (Светлана Рябова), с которой тоже познакомилась Вера у памятника Пушкину, и которая помогла Вере и с квартирой и с деньгами, говорит, что они очень похожи на героев "Мастера и Маргариты". Но самое интересное, что эти сущности оказываются ещё нерождёнными детьми Веры и оттого, кого она выберет себе в мужья, зависит будут ли они вдвоём на Земле или родиться только один. Вот такой расклад. И тут я хочу отметить блестящую, просто искромётную игру Полины Пахомовой и Александра Емельянова. Именно они дают спектаклю сумасшедшую энергетику, где юмор превращается в философию. И если Емельянов в роли Рафа по-мужски сдержан, то Пахомова в роли Алики просто огонь, этакая пацанка, которая выдаёт поразительный по философскому смыслу диалог, когда уговаривает Рафа не мешать.
04. Алика - Полина Пахомова, Раф - Александр Емельянов
Элеонора - которая, помогла Вере, показалась мне непростой тётушкой, а Доброй Феей. И не просто так это знакомство состоялось. Её взаимное раскланивание с ожившим памятником Пушкиным, после которого Пушкин сходит с постамента и вместе со всеми танцует шейк, напоминает нам о Мэри Поппинс и её разговор со статуей с Нелеем.
05. Элеонора - Светлана Рябова
Очень тонко уловлен момент с московской квартирой 1970-х. Причём это квартира на Тверской, что подтверждает - Элеонора не простая женщина. И хорошо показано такое тёплое московское чаепитие, в котором она рассказывает Вере и её друзьям, что вот на этом стуле когда-то сидел Эрнст. Нет, не Константин, а великий скульптор Эрнст Неизвестный. То есть мы понимаем, что Элеонора связана с творческой богемой.
06. Вера - Екатерина Рябова, Роман - Антон Лызо, Элеонора - Светлана Рябова, Аркадий - Михаил Урецкий
Идея спектакля принадлежит композитору Александру Чайковскому, который и написал музыку к этому спектаклю. Александр Чайковский очень серьёзный композитор, который пишет сложные монументальные произведения. Я бывал на концертах, где исполнялись его вещи. Тем интересней было посмотреть и послушать, как он справился с задачей написать произведение к мюзиклу, причём в короткие сроки. "Я не думал, что мы все успеем в такие короткие сроки. Но то, что делает Юрий Абрамович Башмет, всегда каким-то волшебным образом получается", - сказал композитор на пресс-конференции перед спектаклем.
07. Александр Чайковский
Как отметил Генеральный продюсер Зимнего Международного Фестиваля Дмитрий Гринченко: "Нам очень приятно, что наше общее желание – и театра, и фестиваля – сбывается: премьера спектакля «Свидание в Москве» - с живым оркестром, хором, поющими драматическими актерами - выйдет именно на сцене МХАТ им. Горького. Идея спектакля возникла у Александра Чайковского год назад. Он сказал, что обо всех городах сложены спектакли, балеты, оперы, а о Москве практически ничего не написано. И предложил создать музыкальный спектакль, посвященный нашему городу: один день из жизни трех молодых людей. Это очень трогательная история любви, молодости и в теплой и радушной Москве. Спектакль насыщен хитами, уверен - они будут жить отдельно от самой постановки".
08. Дмитрий Гринченко
Вот давайте поговорим о хитах. Я не знаю, смотрели ли недавнюю пресс-конференцию Кима и Валерии Брейтбург, посвящённую выходу в свет их книги "Мюзикл: искусство и коммерция", в том же МХАТ им. М.Горького продюсеры и авторы мюзикла. На ней я как раз и говорил о том, что проблема российских мюзиклов в том, что в них нет хитов, живущих отдельно. Ведь люди идут, не только на спектакли, но и на хиты, которые они хотят услышать. Они знают, что если они придут на мюзикл "Кошки", то услышат "Memory", если на "Нотр-Дам де Пари", то прозвучит "Belle", а если на "Юнону" и "Авось", то "Я тебя никогда не забуду". И все эти шлягеры живут своей жизнью, их исполняют просто на концертах. Здесь хитов нет в силу излишнего классицизма и сложности музыки.
09.
Я позволю себе процитировать фрагмент из книги Кима и Валерии Брейтбург "Мюзикл: искусство и коммерция": "В мюзикле должны быть "сингловые" музыкальные номера, т.е. такие фрагменты (как правило это песни с простой куплетной формой), которые существовать в виде самостоятельных, отдельных произведений вне контекста спектакля, быть при этом вполне самодостаточными и обладать той художественной привлекательностью, которая обеспечила бы им успех у широкой аудитории. То есть, по сути, являться шлягерами".
10. Алика - Полина Пахомова
Вот этой простоты здесь нет. В некоторых музыкальных номерах есть затянутость, в том числе в прологе. Есть некоторые вкрапления джаза и шейка, но в целом это больше приближено к классической опере, нежели к мюзиклу. Хотя сами музыкальные номера по своему профессионализму были, безусловно, прекрасны. Чувствуется рука большого композитора и мастера.
11. Вера - Екатерина Рябова
Если говорить о времени, в которое происходит действие мюзикла, то ощущение, что режиссёр спектакля Павел Сафонов решил перенести действие сразу в три эпохи: 1960-е, 1970-е и современное время. Причём всё это идёт одномоментно. Когда героиня приезжает в Москву, у неё чемодан с вещами из 1960-х, и думаешь, что сейчас увидишь спектакль о временах "оттепели". Но, через какое-то время Раф в разговоре с Верой ест бургер. Герои одеты в костюмы 1970-х годов, но при этом Вера и Элеонора говорят с мамой Веры говорит с мамой по мобильному телефону. Но на вокзале она показывает милиционеру советский паспорт. Декорации выстроены в мягком свете 1970-х, 1980-х годов, и, кстати, Пушкинская площадь с памятником, зеленью, скамейками выглядит очень тепло и гармонично. В голове случается временной лаг, который. впрочем. ни сколько не мешает восприятию спектакля.
12. Вера - Екатерина Рябова, Элеонора - Светлана Рябова
Если режиссёр хотел рассказать о вечной любви в великом городе, то это ему удалось. По словам режиссёра спектакля Павла Сафонова: "Мне кажется, что всегда важно говорить о любви. А еще о красоте и о нашем городе. Наша история – романтическая история любви в большом городе".
13. Павел Сафонов
Ну и, конечно же, прекрасное спектакль шёл под "живой" Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" под упралением маэстро Юрия Башмета, который в этот раз был не на сцене, а в оркестровой "яме", недавно вновь открытой после 30-летнего перерыва. Как сказал Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков: "История сотрудничества нашей творческой команды и Зимнего фестиваля под руководством Юрия Башмета насчитывает несколько лет: мы делали большую драматургическую лабораторию, а в прошлом году представили на Зимнем фестивале в Сочи спектакль «Некурортный роман», который теперь - в репертуаре МХАТ, это наша копродукция. И я надеюсь, что у премьерного спектакля будет тоже долгая жизнь. Сегодня для нас чрезвычайно важно, что в МХАТ играет оркестр во главе со всемирно известным маэстро Юрием Башметом. Играет премьеру одного из крупнейших современных композиторов, Александра Чайковского. Для этого мы впервые за 30 лет открыли нашу оркестровую яму".
14. Эдуард Бояков
"Я абсолютно убежден, что спектакль будет жить много лет, потому что в нем заложена тональность доброты, любовь. Это очень добрая история и хорошая энергия", - отметил музыкальный руководитель спектакля, народный артист СССР Юрий Башмет.
15. Юрий Башмет кидает цветы в зал
Но, безусловно, это очень хороший, качественный мюзикл, который смотрится на одном дыхании тна который надо идти и, я надеюсь, что он войдёт в репертуар МХАТ им. М.Горького.
16. Алика - Полина Пахомова
17. Вера - Екатерина Рябова
18. Аркадий - Михаил Урецкий
19.
А перед началом спектакля всех накормили знаменитым мхатовским пирогом, конечно же с вишней.
20.
Фото: Михаил Брацило / Москультура