Автор отзыва:
Со школьной программы нам всем внушали, что Лев Николаевич Толстой это незыблемый столп российской литературы, который защищал крестьян, отрёкся от церкви, был отлучён от неё и вообще был почти святым, хоть нимб на голове рисуй. Его же жена, Софья Андреевна, преподносилась как тиран, которая скандалила с Толстым и поэтому, накануне смерти он ушёл из дома. Дневники же Софьи Андреевны тщательно скрывались. Но после их открытия для широкой публики мы узнали, что всё, что нам преподносилось с детства по поводу Льва Толстого было не совсем правдой.
Театр "Школа современной пьесы" в спектакле "Толстого нет", премьера которого состоялась накануне, попытался понять, что же происходило в семье Толстого в последние несколько месяцев его жизни исходя из записей дневника Софьи Андреевны, письмах и документах.
02. Лев Львович - Павел Дроздов, Александра Львовна - Татьяна Циренина
Зритель оказывается в самом шикарном зале театра - "Эрмитаже", где сцена расположена вдоль всего зала. Вернее, это три сцены: две по бокам и одна посередине, которые соединены проходом. Так что зритель становится полноправным участником драмы семейства Толстых.
03.
Спектакль поставлен под Ирину Алфёрову, которая играет Софью Андреевну. И, надо сказать, что справилась она с этой ролью блестяще. Мы видим никакого не тирана, а женщину, которая тащит на себе всю семью. Давайте вспомним, что Софья Андреевна родила от писателя 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Именно она переписывала рукописи Толстого, издавала произведения, фактически, была личным секретарём. Также на её плечах была забота о детях и домашнем хозяйстве. Софья Андреевна сделала всё, чтобы муж мог спокойно писать свои великие произведения. И мы видим, в каком ужасе она от того, какими выросли её дети, оказавшиеся весьма порочными людьми. "Ужасное прозрение видеть, какими ничтожествами вырастают твои дети", - кричит она. Но перед этим мы видим, с какой любовью и тоской она вспоминает сына Ванечку, который умер в детстве.
04.
Чем же отплатил Толстой жене и детям? А он завещал права своему издателю Черткову, который в спектакле показан этаким мистическим "чёртом", который специально прислал Толстому секретаря Булгакова, чтобы он докладывал ему о происходящем в доме. Между тем известно, что Чертков много сделал для издания рукописей Толстого и, даже, ездил в Англию, где издавал его запрещённые произведения. Поэтому версия "Чертков-негодяй", будет, конечно, живо обсуждаться специалистами и поклонниками творчества Толстого.
05. Николай Голубев - Владимир Чертков
Самого Толстого в спектакле мы не видим, а слышим только его шаги, покашливания. Он незримо присутствует в спектакле. Что, наверно, и хорошо, потому что пьеса не только о нём, а о его семье.
06. Ольга Грудяева - Катюша
Безусловная удача спектакля - роль Александры, дочери Льва Толстого в исполнении Татьяны Цирениной. Её не любил отец, её не любила мать, о чём и сказала. Жёсткая, твёрдая, со стальным характером Александра тоже никого не любит. Она не может и не хочет ни в кого влюляться, но, тем не менее, в одной сцене, оставшись одна, она начинает сумасшедший и романтический танец с улыбкой на губах, чтобы через пару минут снова стать "неприступной крепостью". Но, опять таки, мы знаем, что именно Александра основала дом музей Толстого в Ясной Поляне и стала автором воспоминаний об отце. Кроме того, она была героической женщиной, была ранена на фронте в Первую мировую войну, куда ушла медсестрой. Она не приняла революцию и три года отсидела в лагере в Новоспасском монастыре. И то, что она не вернулась в СССР в 1929 году и позже стала гражданкой США, спасло ей жизнь. Вообще, Александра Толстая, человек интереснейшей судьбы, много хорошего на своём веку сделавшей.
07. Татьяна Циренина - Александра Львовна
Сам зал постоянно погружается в разные краски, которые похожи на полотна авангардистов. В нескольких местах расставлены камеры и изображения происходящего на сценах транслируется на несколько экранов, которые расположены по всему периметру театра. Причём решено всё это в дореволюционном чёрно-белом стиле. При этом экраны напоминают портреты.
08. Олег Царёв - Илья Львович
В конце, комнаты поместья Толстого превращаются в мемориальный музей, с бархатными канатами, за которые нельзя заступать. Но "Школа современной пьесы", всё-таки в своём спектакле смогла перешагнуть за эти канаты, которые не давали увидеть реальную жизнь семьи Льва Толстого и показали не "забронзовевшего" Толстого, а живого человека со своими "тараканами в голове", хотя в самом спектакле Толстого нет.
09. Борис Вайнзихер - Доктор, Александр Сеппиус - Валентин Булгаков
11. Ирина Алфёрова - Софья Андреевна
Фото: Михаил Брацило / Москультура