Автор отзыва:
Первые дни апреля всегда связаны с именем Сергея Рахманинова, с пришествием в наш мир гения русской музыки. Его музыка звучит в залах филармонии, в Большом зале консерватории, в которой учился будущий композитор, звучит по всему миру. На долю музыканта пришлись грандиозные исторические события. Это Первая мировая война (1914-1918), революция 1917 года в России и Вторая мировая война (1941-1945). Сергей Рахманинов не был пассивным наблюдателем этих событий. Композитор своим творчеством откликнулся на трагические события, создав «Всенощное бдение» в 1916 году. В годы Второй мировой войны Сергей Рахманинов, живя и работая в Америке, вносил посильную лепту, верил в победу России над фашизмом.
В конце войны, в 1943 году композитора не стало, но с тех пор продолжается диалог Сергея Рахманинова с народом, которому он принадлежит, жизнью которого он жил, создавая свои произведения. И заполняются концертные залы, звучат великие сочинения композитора, зрители отвечают взаимностью их создателю. Жизнь Сергея Рахманинова продолжается в его сочинениях, столь необходимых его слушателям.
В связи с наступлением коронавируса и принятыми ограничительными мерами в сфере культурно-массовых мероприятий были опасения, что рахманиновские дни не состоятся, будут перенесены на когда-то. Все эти предположения оказались не про нас, к счастью. И вот 1 апреля, в день рождения Сергея Рахманинова, теперь уже в виртуальном пространстве на meloman.ru прошёл концерт-посвящение великому композитору.
Ведущий Ярослав Тимофеев кратко, но содержательно рассказал о начале и развитии творческого пути композитора Сергея Рахманинова. В первом отделении концерте показали запись от 1 апреля 2018 года из Концертного зала им. Чайковского с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова. За дирижёрским пультом - маэстро Александр Сладковский.
Александр Сладковский
Как всегда, уверенно и энергично вышел на сцену Денис Мацуев. Зазвучал Концерт №2 до минор, соч. 18. Исполнение было наполнено, даже переполнено, невероятной энергией, бьющей через край, уникального исполнителя, каковым является Денис Мацуев. Было впечатление, что оркестр едва поспевает за солистом, что дирижёр в невероятном напряжении следит за малейшими нюансами в исполнении солиста, пытаясь спасти единство солиста и оркестра.
Известно, что второй концерт Сергея Рахманинова знаменовал собой выход из глубочайшего кризиса композитора, когда стоял вопрос, а будет ли продолжение его творчества. Исполняется это сочинение по-разному именитыми музыкантами и теми, кто только начинает свою карьеру.
У Дениса Мацуева, безусловно, есть свой почерк, если можно так выразиться, своё лицо в искусстве. Отличительной чертой, одной из многих, которой выделяется и стоит особняком мастерство пианиста, является невероятная энергетическая наполненность его исполнений. И эта индивидуальная окраска звучания концерта Сергея Рахманинова, идущая от исполнителя, сделала его уникальным и неповторимым.
Вопрос только в том, насколько теперь уже такой стиль исполнения, в частности, этого сочинения Сергея Рахманинова, согласуется с первоначальным замыслом композитора. Интерпретация Дениса Мацуева близка по стилю к концепции сочинения «Время, вперёд!» Георгия Свиридова. Но это будет позже, в другое время, а мы ждём встречи с Рахманиновым, с таким, каким он был. Эстетика композитора не только интересна сегодняшнему зрителю, но и очень важна в вопросе, например, сохранения исконных культурных кодов национального наследия. В век глобальных процессов это вопрос отнюдь не праздный.
Во второй части виртуального концерта показали запись от 4 февраля 2016 года Национального филармонического оркестра России п/у главного дирижёра, маэстро Владимира Спивакова. Были исполнены «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, написанные им незадолго до кончины. Этому сочинению присуще мощное трагическое звучание. В последней части этого сочинения возникает тема вихря, сметающего всё на своём пути и уносящемуся в бесконечность.
Национальный филармонический оркестр России (дирижёр – Владимир Спиваков)
Отличительной чертой исполнительской манеры маэстро Владимира Спивакова, будь то выступление его как скрипача или как дирижёра, является глубокое постижение авторского замысла исполняемого произведения. Интерпретации дирижёра отличаются тонкой нюансировкой музыкального текста, чем достигается сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. Черты «фирменного стиля» маэстро Спивакова, яркий артистизм и интеллектуальность, делают его выступления особенно запоминающимися.
Во всех темах своего творчества Сергей Рахманинов был трагическим художником. Сейчас композитор был бы счастлив, зная, какое место занимают его сочинения в нашей жизни. Популяризации музыки Сергея Рахманинова способствуют и современные технологии онлайн-трансляций, увеличивая многократно аудиторию слушателей.
Людмила КРАСНОВА
Фото: Московская консерватория
NEWSmuz.com