Автор отзыва:
Вернуться в начало XX века предлагает Музей-театр Булгаковский дом в спектакле "Аверченко и двое других". Эта постановка когда-то шла в РАМТе и была по непонятной причине снята. И вот она возродилась с лёгкой руки режиссёра Сергея Алдонина в Булгаковском доме. В ролях задействованы: Петр Красилов, Илья Исаев, Дмитрий Кривощапов, Наталья Булыга, Анастасия Прокофьева, Константин Богданов, Дмитрий Бурукин, Изнаур Орцуев, Дарья Семенова, Инна Романова, Марина Савичева, Ксения Тишкова. Я был на репетиции спектакля, поэтому не могу сказать, что в окончательном варианте мы увидим на сцене. Но то, что видел я, мне понравилось. Специально для портала Москультура режиссёр спектакля Сергей Алдонин дал эксклюзивное интервью
Москультура - Скажите, пожалуйста, о чём спектакль и почему Аверченко?
Сергей Алдонин - Это такой знаковый спетакль для меня. Он шёл в Российском Академическом Молодёжном Театре и как-то им плохо занимались. Ну а сейчас я решил сам заняться. Это мои друзья, которые играют гглавные роли: Красилов, Исаев и Кривощапов. Некоторых актёров мы поменяли, перевели немножко в другой режим. Комедия про друзей. Это автобиографическая повесть Аверченко. Это он писал про себя и своих друзей. Когда он уехал в эмиграцию, он очень страдал по ним и скучал, и, возможно, заболел из-за этого и умер. Такая у них была крепкая дружба. Три друга из редакции. Эта дружба для них была больше чем семья. Они выходили на улицу, садились в трроллейбус, шли в кафе и разыгрывали людей. И про себя он и написал. Эта пьеса очень особенная для аверченко, очень тонкая, её мало ставят, она не совсем лёгкая для постановки, но у нас получился, поскольку мы для себя делали, достаточно весёлый спектакль с ноткой грусти.
02.
Это комедия с гранями фарса, гротеска. Иногда. если драма какая-то, то всё равно через призму иронии. Это о смысле жизни, ради чего стоит жить: не ради быта, пелёнок, дач, квартир, домов. А есть в жизни что-то другое, главное, что людей удерживает и даёт понять смысл, зачем на такое короткое время человек посылается на эту Землю. Ад или рай то, где мы пребываем. Вот они делают из ада свой рай пока они втроём. Но разводит их то, что Аверченко подписал финал повести - 1917 год. То есть ещё и в этом знак, когда они разошлись, началась революция и там уже всех людей машина сжирала: всю интеллигенцию, всех тонких людей, всех с эстетикой какой-то, творческих. Крестьяне и рабочие пошли в бой. Поэтому она и страшна по финалу, по результату, потому что после этого всё было сметено и мы до сих пор не можем это наладить.
03.
- А есть ли там какие-то аллюзии в современность?
- Именно эта повесть, почему я и взял её для инсценировки, я сам инсценировал её, современна. Потому что там вообще не имеют значения нравы и быт. Там имеют значения только люди, их психология, характеры, отношение к жизни. Они антисоциальные элементы, то есть они живут для того чтобы жить. А в нашей стране это всегда антисоциально. Нужно работать на кого-то, на государство. Поэтому она современна всегда будет, поскольку речь идёт об отношениях между ними и об отношении к жизни, и отношение к дружбе. Ведь сейчас, я вот вспоминаю советское время, я при советском времени родился и жил долго. Тогда дружба была не просто крепче, она была. А сейчас, как таковую, её сложно найти. Просто приятельские отношения. Или была дружба семьями. Мы приезжали на праздники, поздравляли друг друга. Вот таких сборищ, чтобы не на праздник собраться, чтобы просто поговорить, придумать смешное, разыграть кого-то уже нет. Капустники из театров пропадают потому что люди шутить не успевают, или не хотят уже актёры.
04.
Это о том, что надо не забывать, что смысл жизни в жизни, а не в том, что ты обязан сделать: жениться, выйти замуж, родить сколько-то детей, которых запланировал, ездить на дачу, по выходным сажать картошку, ходить в музей в определённые дни. Это не смысл, это сопутствующее жизни хорошая чепуха. А жизнь это осмысление, зачем ты тут, кто для тебя близок, есть ли люди, которые будут страдать, когда с тобой что-то случиться или ты уйдёшь. Конечно легче умирать, когда ты знаешь когда о тебе хоть один человек будет думать и сожалеть. Вот для меня вот в этом смысл. Всё остальное, оно как будет так и будет. Потому что смысла нет. Ну что, прожил ты пятьдесят лет, кто-то двадцать, кто-то сто и ты ушёл. Дальше живут другие: дети твои или внуки. тебя это никак не касается. Они сами должны жить. И чем больше ты им оставишь денег и домов, тем больше геморроя у них будет. Все дети богатеньких людей, которые не сами заработали, они закачивают плохо. Вот Аверченко, мне кажется, об этом говорил и это его очень ностальгическая нота и его страдания, но это написано смешно. Такой полу-Гоголь.
05.
Я побеседовал и с исполнителем одной из главных ролей Петром Красиловым:
Москультура - Что мы увидим в спектакле?
Пётр Красилов - Вы увидите Аверченко, вы увидите комедию замечательную и трогательную, и смешную и заставляющую задуматься о многом и, как мне кажется, очень современную.
06.
- Пётр, о чём спектакль?
- Это вам судить, он для каждого имеет свой смысл. Потому что Аверченко в связи с эпохой закладывал в это один смысл, параллели с этой эпохой сейчас есть, а есть вещи, которые сейчас звучат совершенно по новому. Каждый найдёт в этом свой смысл.
Это переломное время, стык веков, прошло сто лет после революции 1917 года. Это уже есть историческая перекличка. Мир опять стоит на распутье. А персонажи - это совсем другое. Это то, что перекликается с человеческой а не с иторической линией. Мне кажется, что такой тип людей существует и очень узнаваем. У меня персонаж который я делаю и строю на основе каких-то своих наблюдений, заметок и так далее, который устраивает свой спектакль.
07.
Несколько слов для портала Москультура сказал и Илья Исаев.
Москультура - Расскажите, пожалуйста о спектакле, о своей роли.
Илья Исаев - Этот спектакль мне очень дорог. Произведение "Походцев идвое других" Аверченко, по которому сделан спектакль, для меня уникальное произведение, потому что очень много составляющих в нём есть, есть о чём рассказать, о чём подумать. Это спектакль о дружбе, о временных перепетиях, когда те или иные жизненные ситуации пытаются людей, которые случайно встретились, свыклись, привыкли, полюбили друг друга, пытаются их разделить, разорвать их связь. Но в чём состоит прелесть дружбы этих людей, они постоянно все трудности превращают в каие-то забавные для себя приключения, которые не дают им расстаться, не дают им покончить с таким приятным времяпрепровождением в ситуации троих друзей. И только когда начинаются, по разным причинам, соблазны: кто-то получает много денег, кто-то влюбляется в женщину. И вот эти приятные случайности как раз мешают им существовать вместе. Им хорошо когда они в одинаковом положении, в одинаковом сотоянии. А когда у кого-то возникает такой момент, когда ему становится интереснее на стороне, то почему-то идёт какой-то разлад. Но всё равно в конце есть определённое многоточие, которое, наверно, даёт надежду на то, что они всё равно когда-нибудь встретятся вместе. Плюс ещё много зарисовок по поводу разных жизненных ситуаций, разных типажей, которые встречаются в жизненных ситуациях. За этим тоже очень интересно наблюдать, можно даже узнать себя и совершить потом после этого акт умственного руда и подумать, правильно ли ты существуешь в данный момент или надо что-то изменить. И плюс есть какой-то трепет, какая-то теплота, какая-то ностальгия где-то присутствует.
08.
- То есть это спектакль на все времена?
- Это привязано автором ко времени. И не случайно привязано, потому что заканчивается всё в 1917 году, когда совсем крутые перемены, когда неизвестно в какую сторону уведут и непонятно выживут ли герои. И что с ними будет тоже неизвестно. А так как сегодняшняя ситуация вообще во всём мире испещерена переменами, которые неизвестно куда приведут, то это неважно когда это: в 1917-м или в 2019-м. Это неважно Сейчас такое время, когда всё меняется. А в какую сторону мы ещё не понимаем.
09.
Спектакль действительно очень весёлый. Забавные похождения трёх друзей никого не оставят равнодушными.
10.
Тут и развод знакомого на деньги с инсценировкой смерти, и попытки приглашать девушек домой, которые оборачиваются комическими ситуациями. Ну, например, приглашаешь девушку, а у неё оказывется ребёнок, которому всего несколько дней, а её саму выгнал муж. И вот вся троица ухаживает за ребёнком, а девушка просто живёт легко и весело и, так же легко, уезжает от них, найдя себе обеспеченного кавалера.
11.
Не буду спойлерить, тем более, что действительно не знаю, в каком виде окончательном виде будет показан спектакль, что останется, а что уйдёт в утиль.
12.
Генеральный прогон спектакля состоится в Булгаковском доме 6 июня, а премьера 9 июня. Покупайте билеты и приходите. Скучно точно не будет!
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Фото: Михаил Брацило / Москультура