Автор отзыва:
Странная история смерти Марфы Васильевны Собакиной, третьей жены государя Ивана Грозного, уж какой век не даёт покоя обывателям. Всего 15 дней они были в браке, а болеть Марфа начала чуть раньше. Было ли это отравлением и кто стоял за ним? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В 1990-е годы останки Марфы были изучены и следов яда не было найдено. Но это не значит, что отравления не было.
Это событие, которое оставило неизгладимый след в русской истории, отразилось в великой опере Николая Римского-Корсакова "Царская невеста". В Концертном зале "Зарядье" свою версию этого произведения триумфально представили солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева.
02.
Конечно же было интересно, как будет оформлена сцена и сценическое решение оказалось очень интересным. Впереди находился длинный, во всю сцену стол, а чуть за ним куб-сцена, на заднике которого высвечивались световые изображения такой, как бы, древнерусской мозаики в стиле потрескавшихся икон, которые менялись, создавая образы хором, дворца или икон, в зависимости от действия. И эти современные технологии очень хорошо легли в оформление спектакля.
03.
Спектакль очень костюмный. Причём видно, что режиссёр-постановщик Вячеслав Стародубцев и сценограф и художник по костюмам Пётр Окунев подошли к одежде и реквизиту героев крайне щепетильно, изучалась история костюма XVI века. И мы видим перед собой средневековую Россию.
04.
Уже в прологе оркестр показал свою мощь. Великолепное исполнение играло красками не только музыкальных инструментов, но и на трёх экранах. В чёрно-белом законтрастованном видео зрители наблюдали за музыкантами, которые играли как бы в метеорном потоке, окружённые тысячами падающих звёзд, заворожённо летящих в космическую вечность.
05.
И тут же Вячеслав Васильев в роли Григория Грязного своим баритоном и исполнением "С ума нейдёт красавица!" вызвал взрыв восторга в зале, аплодисмены и крики "Браво!" Безответно влюблённый в Марфу Грязной, мощный, наглый, способен на всё.
06.
Малюта Скуратов в исполнении Сергея Плешивцева (бас) представлен этаким мощным разбитным парнем. который любит погулять.
07.
И на контрасте с ним достаточно скромный Иван Лыков, которого играет Роман Крукович (тенор). Кстати, очень видно по костюмам, кто герой, кто злодей, кто власть. Если Грязной в сером воинствующем костюме, то Лыков в ярком голубом, а Малюта в красном. И тут же мы видим шикарнейшие пляски с казацкой удалью в сцене пира.
08.
А врач Бомелий в исполнении Алексея Костюка, к которому за приворотным зельем для Марфы обращается Грязной, так просто вылитый Кощей: лысый, с зеленоватой кожей и в каком-то зловещем одеянии. При этом он этакий стеснительный скромняга, который мне напомнил завхоза Альхена из "12 стульев" Ильфа и Петрова. Он не хотел давать яд, но не мог отказать. И даже домогание его до Любаши, любовницы Грязного, которая попросила приворотное зелье заменить на яд, выглядит таким боязно-скромным. Кстати, Элизиус Бомелиус реальный персонаж. Английский авантюрист, который занимался астрологией и магией смог войти в доверию к Ивану Грозному и стать его придворным врачом. Профессионально делал яды и посылал на тот свет неугодных царю людей. Но стал вести двойную или даже тройную игру шпионя в пользу Польши и Швеции, был разоблачён, повергнут пыткам, признался во всём. Иван Грозный повелел его зажарить живьём. После такой пытки его брсили в тюрьму, где он и скончался. Это был небольшой исторический экскурс. Продолжим же говорить о спектакле.
09.
А капелла Любаши - Лаура Бустаманте потрясло зал. Ух, мурашки по коже. Вся горечь и трагизм брошенной женщины разливалось меццо-сопрано над залом. Медленный проход по столу к Грязному, мимо тянущих к ней руки гостей символизирует любовь к одному человеку. Она хватает со стола золотую скатерть обматывая себя ею, как бы превращаясь в царицу, умоляя о любви, но не слышит её Грязной падает на пол, закрывает уши. И что же вы прикажете делать отвергнутой женщине? Оооо...брошенные женщины способны на многое. Даже подменить приворотное зелье на яд.
10.
Мы видим абсолютно блестящий хор Приморской сцены Мариинки. Каждый участник играет свою роль. Мы видим реальную жизнь людей. а не только главных персонажей. Очень яркая, очень народная сцена. И тут же мы узнаём, что данные события происходят незадолго до 14 октября 1571 года, праздник Покрова
"Вот бог привел вечеренку отслушать.
Пора домой, а там и на покой
Теплынь какую господи дает!
Ведь скоро и Покров на двор.".
И тут же Марфа - Анастасия Кикоть, в белом, игрива, озорна, ещё не представляет свою судьбу, которая перевернётся через несколько минут вспоминает своего жениха Ивана Лыкова.
11.
Появление Ивана Грозного в сопровождении опричников напомнило нечто итальянско-дьявольское. Царь в красном одеянии и, похожей на венецианскую, маске а опричники в чёрном и в золотых масках. Если вспомнить, что опричники могли дозволить себе делать всё и были богатыми людьми, в частности из-за того, что могли экспроприировать у любого что угодно, то чёрная душа вкупе с золотым лицом даёт зловещий эффект. А потрясающие танцы с кнутами заставляют просто рукоплескать.
Василий Степанович Собакин - Евгений Плеханов, конечно переживает за дочь и их диалог с Лыковым драматичен. Но ещё более драматичен разговор Лыкова с Грязным. Коварство Грязного показано в полной мере.
12.
И красные кубки, где в одном из них находится яд для Марфы, которые Грязной преподнёс жениху с невестой, как квинтэссенция коварства и предательства. При этом сам Грязной не знал, что там яд, он был уверен, что сыпет приворотное действо. Брошенная Дуняша, которая уговорила Борелия дать яд вместо зелья, расплатившись с ним своим телом, внесла свою лепту в трагедию. Идёт прекрасная сцена в русском стиле с женским хором. И никто ещё не знает, что всё уже скоро закончится.
12.
А концовка оперы вообще гениально показана. Больная Марфа, которой в грязном видится Иван, которого таки казнили по доносу, в красном мечется в болезненном жаре. Грязной в отчаянии: "Страдалица! И я тебя сгубил, и сам еще, и сам поднес тебе отраву". И вот тут мы видим, что Марфа Собакина, которой на момент смерти было всего 16 лет, становится святой на века. Она возвышается над всеми в красном платье, к ней тянут руки, стоящие перед ней на коленях люди и мы видим перед собой живую икону Богородицы, а сзади появляется лик Богородицы в стиле Андрея Рублёва. Это потрясающая сцена!
13.
И появившаяся в таком же красном Любаша, признающаяся, что это она подменила зелье на яд, фактически показывает нам на то, что они с Марфой становятся уже не соперницами, но сёстрами. И держащая на руках Любашу, зарезанную Грязным, Марфа как бы подтверждает это. Соперничество закончилось. Впереди вечность...
14.
Браво Приморская сцена Мариинского театра! Браво Симфонический оркестр Мариинского театра! Браво, Валерий Гергиев! Браво, актёры! Это красиво, это потрясающе!!!
15.
16.
17.
18.
Фото: Сайт Мариинского театра; Михаил Брацило / Москультура