Автор отзыва:
А вы хотите полететь на Солярис, зайти в разрушенный четвёртый реактор Чернобыльской АЭС и попасть в Древнюю Русь Андрея Рублёва? Тогда вам нужно срочно бежать в "Новую Третьяковку" (бывший Центральный дом художников) на Крымском Валу. Это не просто выставка. Это красивейшая концептуальная инсталляция творчества режиссёра Андрея Тарковского, художников Дмитрия Плавинского, Петра Беленка, фотографа Виктории Ивлевой и неофициальных художников-нонкомформистов 1960-1980-х годов. И этой выставкой Государственная Третьяковская галерея вместе с Музеем AZ открыла новое выставочное пространство.
Андрей Тарковский своими творческими поисками и находками поднял духовную планку людей не только своего поколения, но и сформировал целый культурный пласт на много десятилетий вперёд. И недаром основными столпами проекта стали культовые фильмы режиссёра "Андрей Рублёв", "Солярис" и "Сталкер". Каждый из этих фильмов является откровением и предсказанием будущего: и духовного и материального. Попадая под цензурные запреты его творчество всё равно прорывало "железный занавес", заставляя людей задуматься над многими моментами своей жизни.
02.
Ну кто же мог предвидеть в 1979 году когда был снят "Сталкер", за семь лет до аварии на Чернобыльской АЭС, что появиться отравленная Зона, куда будет запрещено ходить? И пересечение фильма и трагедии показывается в фотографиях Виктории Ивлевой, которая в 1990 году побывала внутри четвёртого реактора и центральном машинном зале. Она единственный в мире фотограф, которая сделала снимки из эпицентра аварии, за что была удостоена премией World Press Foto в категории "Наука и технологии".
03.
Художники-нонкомформисты практически не пересекались с Тарковским, но были близки с ним по духу. Их произведения переплетались образами и ассоциациями, которые предлагалось додумать зрителю. Богословские сюжеты накладываются на космо-мистический реализм и уносят нас из языческого прошлого в неизведанное космическое будущее. На выставке представлены работы Дмитрия Плавинского, Эрнста Неизвестного, Лидии Мастерковой, Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Олега Целкова, Франциско Инфанте, Юло Соостера, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского.
04. Отпечаток памяти - Дмитрий Плавинский, 2010
Специально для выставки "Свободный полёт" художник Платон Инфанте. В проекте задействовано 15 проекций и более 10 широкоформатных плазменных экранов, контент для которых создан медиахудожником Александром Долгиным.
05.
Живописная эсхатология Дмитрия Беленка погружает в философию показывая и жизнь, и смерть и космос в гиперреалистическом стиле. Дмитрий Беленок родился в деревне Карагод под Чернобылем, поэтому, фактически, у него какие-то предвидения аварии на АЭС прослеживаются в работах.
06. Старый миф - Дмитрий Беленок, 1976
Зельфира Трегулова - Генеральный директор Третьяковской галереи: "Выставкой "Свободный полёт, сделанной в сотрудничестве с Музеем Анатолия Зверева, мы открываем пространство Третьяковской галереи, ту часть на Крымском валу, 10, которая называлась ЦДХ, а сейчас будет называться Западным крылом "Новой Третьяковки". Мы получили это здание ровно два месяца назад и все эти два месяца шла невероятная, утомительная и кропотливая работа по приведению этого пространства в то состояние, которое вы сегодня видите. Временные стенки и коммерческие ларьки на протяжение долгого времени не позволяли оценить архитектуру этого здания и понять невероятные возможности, которое это пространство даёт, когда ты его воспринимаешь целиком и когда оно становится платформой для настоящего выставочного художественного проекта. Выставка "Свободный полёт" это объединение в одном пространстве трёх проектов уже осуществлённых Музеем Анатолия Зверева".
07. Зельфира Трегулова
Наталья Опалева - Генеральный директор "Музея AZ": "Мы сегодня открываем проект "Свободный полёт", который называем трилогией-посвящением Андрею Таркоского и художникам неофициального искусства второй половины XX столетия. Этот проект состоит из трёх частей. Начинался он три года назад в пространстве "Элетротеатр Станиславский". Это был год тридцатилетия чернобыльской катастрофы и именно тогда нашему куратору Полине Ивановне Лобачевской пришла идея объединить фильм "Сталкер" Андрея Тарковского и замечательного художника Петра Беленка, который на самом деле не так был известен. И таким образом родился первый проект "Предвидение". Вторая часть трилогии состоялась через год в новом пространстве Театра Наций и она объединила фильм "Андрей Рублёв" и работы Дмитрия Плавинского из коллекции "Музея AZ". Так получилось, что третья часть - "Новый полёт на Солярис", состоялась во Флоренции в Фонде Франко Дзефирелли. И у нас остались удивительные воспоминания о подготовке этого проекта, о работе над ним. Мы ждали сегодня на открытие Пипо Дзефирелли, сына маэстро, но, к сожалению, в связи с печальными обстоятельствами: мастер ушёл из жизни несколько дней назад, Пипо не смог приехать. Мы тоже скорбим. Это огромная потеря для всего мирового кинематографа. Так как третья часть была показана только в Италии мы очень хотели привезти её в Москву и когда мы узнали о возможности сотрудничества с Государственной третьяковской галереей, то был этим очень воодушевлены и решили показать не только третью часть, но и весь проект целиком. Новое пространство Третьяковской галереи - Западное крыло, дало нам такую возможность".
08. Наталья Опалева
Полина Лобачевская - арт-директор "Музея AZ": "Этот проект посвящён художникам второй половине прошлого столетия. Но эти люди, эти выдающиеся художники умели рассказать и превратить свои мысли, чувства, эмоции, метафоры в удивительные образы. И вот для того, чтобы раскрыть и показать всё нам потребовалось три тысячи квадратных метров, которые гостеприимно предоставили в этих великих стенах Третьяковской галереи, за что мы очень благодарны. В какой степени удалось - судить вам".
09. Полина Лобачевская
Целая космическая станция, направляющаяся к Солярису.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Выставка открыта по 22 сентября в здании "Новой Третьяковки" на Крымском Валу, 10
Фото: Михаил Брацило / Москультура