Автор отзыва:
Александр Кибовский менее всего напоминает классического отечественного чиновника. Кандидат исторических наук, специалист по военному костюму, он, помимо прочего, ещё и потрясающе интересный рассказчик. В этом я убеждалась не однажды.
Поэтому, естественно, я не стала отказываться от возможности попасть в театр "Школа Современной пьесы".
В рамках акции «Ночь театров» на сцене «Зимний сад» художественный руководитель театра Иосифа Райхельгауза, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский и лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2018 год коллекционер и издатель Андрей Руденцов говорили о невероятных историях, связанных с русскими портретами.
Александр Владимирович Кибовский написал книгу «500 неизвестных», вернув имена более чем 500 изображений различных деятелей дореволюционной России, числившихся как «Портреты неизвестных» в собраниях и частных коллекциях.
«Историко-предметный метод атрибуции произведений портретной живописи России 18-го – первой половины 19 века» – тема кандидатской диссертации Александра Кибовского. Благодаря этому методу Александр Владимирович вернул имена не менее 60 портретам, на которых значились пометки: «Портрет неизвестного мужчины», «Портрет неизвестного военного». И если заглянуть в каталоги Третьяковки, то там рядом с возвращёнными именами портретов есть и фамилия Кибовского.
Александр Кибовский и Андрей Руденцов рассказали об удивительных встречах, неожиданных находках, парадоксальных открытиях, которые происходили в ходе поисков. Многие из них вполне могли бы составить сюжет захватывающей пьесы или даже целого романа..
Вот вы знаете, например, что на всем известном знаменитом портрете гусара, Орест Кипренский написал не Дениса Давыдова, а его менее известного брата, который также был одним из героев войны 1812 года.
Или портрет М.Ю.Лермонтова, на котором, на самом деле, изображен совершенно другой человек.
Интересна история медальона, купленного Андреем Руденцовым.
Этот медальон был выставлен на продажу аукционным домом Кристи, как портрет Екатерины Романовны Дашковой.
Но после примененного Александром Кибовским метода атрибуции, Екатерина Дашкова стала генерал-адъютантом Семенов Федоровичем Уваровым.
Почти двадцать лет Александр Кибовский искал имя молодого майора Апшеронского пехотного полка. На нем форма, которая была введена Николаем I в 1848 году. Кибовский листал все приказы по военному ведомству того периода, выписывая всех, кто приходил в Апшеронский полк и уходил из него. Собственно - лучше один раз услышать...
По словам Александра Владимировича по портрету можно не только многое рассказать о человеке на нем изображенном, но и установить его имя.
Есть три метода атрибуции любого произведения живописи. Первый – технический: какого времени холст, какого – краска, рама. Второй – искусствоведческий: какого периода, стиля, школы картина. То есть идёт анализ от автора портрета. Третий – историко-предметный. То есть какие детали есть на портрете. Это и мундиры, и ордена, и другие знаки отличия. В принципе, если делался портрет мужчины, то он почти всегда был в форме. Если сопоставить их с историческими реалиями, можно узнать практически всё.
Но самое интересное было оставлено на последок.
Когда с холста был снят кусок белой ткани, пред публикой предстал портрет...
...Андрея Руденцова.
Кто изображен на портрете еще предстоит выяснить. Мне теперь очень интересно это узнать.
Время пролетело незаметно и интереснейшая импровизация подошла к концу.
Андрею Владимировичу еще предстояло официальное открытие "Ночи Театров" в Манеже, а перед этим общение со зрителями и раздача автографов.
Меня тоже ждало продолжение банкета вечера, плавно переходящего в ночь.
Но очень надеюсь, что это не последняя моя встреча с Александром Кибовским.