Автор отзыва:
6 октября неожиданно для себя попала в ГИТИС на премьеру спектакля 4-го актёрского курса мастерской Б. Г. Плотникова. Играли «Романтический возраст» — пьесу Алана Милна, известного каждому по книгам историй о Винни-Пухе. Оказалось, он не только детский писатель и поэт, но и хороший драматург и за это новое открытие следует благодарить режиссёра постановки Сергея Погорельского.
Очередь желающих получить билет протянулась от входных дверей, заняв лестницу, и администраторы немного задержали начало, чтобы все успели устроиться. Между тем на сцене уже сидели неподвижные героини: Джейн и её тётя Мэри Ноут — за столом, а экзальтированная Мелисанда с огромной книгой романтических историй — на полу. Зрители продолжали заходить, пока зал не заполнился целиком, и за всё это время девушки ни разу не пошевелились. Но вот, наконец, дали третий звонок и картинка ожила.
История начинается в ночь летнего солнцестояния и по этому поводу чувства трепетной Мелисанды напряжены до предела, ей грезятся рыцари, подвиги, драконы и многочисленные принцы, один из которых будет Тем Самым. Но какое ужасное время, XX век! В нём не осталось никакой романтики, мама постоянно пытается нагрузить какой-то домашней работой, единственная подруга — кузина Джейн — добрая, но слишком заурядная, а ещё этот Бобби с фондовой биржи с его предложением, что может быть хуже?! Разве что только, когда называют «Сэнди», но в этом вопросе миссис Ноут неумолима:
Это имя вызывает у меня мысли о некой особе, встречающейся с незнакомым молодым человеком, которого ей должным образом не представили. И беседует она с ним в лесу, да ещё не уложив волосы. А потом её находят плавающей в пруду! Такого никто не пожелает собственной дочери. И если я могу спасти моего единственного ребенка от смерти в пруду, называя её Сэнди, то мой долг поступать именно так!
Конечно, это классическая проблема «отцов и детей». Мэри Ноут ясно озвучивает свои мотивы, ей нужно всего лишь выдать дочь замуж за «милого, добропорядочного молодого человека», а значит следует научить её вести домашнее хозяйство, сами мысли о котором противны главной героине до ужаса. Да она лучше никогда не выйдет замуж, чем обречёт себя на прозаическое существование с человеком, который думает только о еде и готов обсуждать хлебный соус, ах, этот ужасный хлебный соус!
Джейн по мере возможностей старается погасить нарастающий конфликт и даже предпринимает попытки вернуть восторженную подругу с небес на землю, но это решительно невозможно.
И когда он проезжает на коне под моей комнатой, напевая себе под нос, я машу ему нежно-белой рукой, которую просунула сквозь решетку, и бросаю вниз что-нибудь в знак моего расположения, пустячок, который он может прикрепить к шлему, розу… возможно, всего лишь розу.
А потом, победив в бою всех врагов, он возвращается ко мне. Я скручиваю простыни, связываю их в веревку, ибо меня заточили в моей комнате, и спускаюсь по ней к нему. Он сажает меня в седло перед собой, и мы вместе уезжаем в большой мир, вместе навсегда!
Так что приземлённого ухажёра Мелисанда тоже гневно отвергает и даже зло высмеивает. Бобби и в самом деле обыкновенный парень, но он ведёт себя мило и ко всему прочему старается соответствовать завышенным требованиям избалованной девицы. Впрочем, шансов у него никаких, ведь он играет в гольф и не носит сияющих доспехов! «Ну как ты собираешься побеждать дракона в этом нелепом сером костюме?» — ужасается девушка и досадливо отмахивается от незадачливого претендента на её руку и сердце. А ведь она уже отказывала этому кавалеру прежде, так почему же он решил, что она так же непостоянна, как другие девушки? Возмущённая такой наглостью Мелисанда убегает в сад, а к её отцу в это время приходит странный гость, в машине которого закончился бензин, поэтому он не может продолжить своё путешествие...
Дальше сюжет развивается довольно предсказуемо, но наблюдать за ним всё равно приятно. Пьеса идёт очень бодро, в ней действительно щедро рассыпан английский (и не только) юмор, а актёры великолепно играют свои роли. Следует, конечно, сказать и о волшебной книге — когда Мелисанда открывала её (например, пытаясь избежать неприятного разговора с Бобби), перед зрителями проплывали фантастические видения со средневековых гравюр, а зал заливала чарующая музыка.
Не хочется раскрывать всех тайн, поэтому на образе главного героя я останавливаться не буду. На спектакли, подобные «Романтическому возрасту» следует просто однажды сходить. Смех, слёзы, возмущение, переживание, восторг — они как волны сменяют друг друга в море впечатлений. За эти три часа вы успеете подумать о любви, одиночестве, взрослении, молчании, столкнётесь с экономикой, едой, феями и даже с Винни-Пухом! Меня порадовало и количество Шекспира в пьесе и, конечно, необычный образ Джентельмена Сьюзан, сыплющего цитатами направо и налево.
Высшая оценка!
Фоьто: сайт театра