Автор отзыва:
А и Б сидели на Трубе
А упало, Б пропало
Что осталось на Трубе?
А остался на Трубе - Театр, Школа современной пьесы, под руководством народного артиста Российской федерации Иосифа Леонидовича Райхельгауза.
Прежде всего хочу сказать спасибо, барменам. Которые не дали пропасть в промозглую московскую весну. Великолепный женьшеневый чай скрасил моё ожидание.
По любезному делегированию Москультуры, ваш покорный слуга пришел на то самое ночное действо, в рамках Театральной ночи и Московского культурного форума.
И вот настал Час…
Милая девушка Ольга Гусилетова, актриса театра, взяла нас под своё крыло и мы отправились в волшебное путешествие.
Здание театра, как и всё в Москве, имеет свою историю.
Причем для многих районов это ДО и ПОСЛЕ Пожара. Того самого, наполеоновского, 1812 года.
Наш дом уцелел тогда, хотя вокруг всё горело.
Много кого видели стены дома.
Во второй половине XIX века участок на месте примыкания Петровского бульвара к Трубной площади находился во владении купца I гильдии Якова Пегова. В 1864 году купец совместно с кулинаром Люсьеном Оливье) открыл на месте кабака трактир-ресторан "Эрмитаж", также здесь располагались гостиница и бани.
Благодаря кулинару Люсьену Оливье трактир был известен как парижский ресторан высшего разряда. Отличие было только в том, что официанты вместо фраков носили традиционную для российских половых одежду. Ресторан "Эрмитаж" был излюбленным местом московской интеллигенции.
Здесь бывали композиторы Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, писатели Антон Чехов, Максим Горький, певец Федор Шаляпин и многие другие. Сюда съезжался цвет Москвы после спектаклей. Шаляпин любил здесь петь и, восхищался удивительной акустикой. Максим Горький привозил в "Эрмитаж" артистов МХАТа, в 1902 году здесь отмечали премьеру его пьесы "На дне".
В 1877 году в ресторане праздновалась свадьба Петра Чайковского. Здесь отмечались Пушкинские дни, и Федор Достоевский произносил речь памяти великого поэта.
Ежегодно до 1917 года 12 января по старому стилю в ресторан съезжались профессора московского университета, чтобы отпраздновать "Татьянин день". В 1917 году ресторан "Эрмитаж" закрыли. Через некоторое время ресторан снова открыли.
Окончательно "Эрмитаж" был закрыт в начале 1920-х годов. Моссовет переименовал его в "Дом крестьянина", комитет по ленинским премиям.
В 1989 году в здании на Неглинной улице был открыт московский театр "Школа современной пьесы".
В главный зал мы вошли после спектакля «Спасти юнкера Пушкина»
И сразу же захотелось увидеть этот спектакль, как, впрочем, и все остальные…
Всю эту историческую справку Ольга выдала нам во время экскурсии по этажам и подземельям театра.
Запомнилась галерея портретов актеров Театра. Они – интерактивные, живые, двигаются.
Очень понравился скромный и маленький зал, где справлял свою свадьбу Петр Ильич Чайковский. Свадьбу странную и не приведшую к семейному счастью.
А после всего мы были допущены в святая святых театра – в кабинет его Художественного руководителя.
Иосиф Леонидович продолжал работать, когда мы вошли. И не прекращал работу ни на минуту. Скромно, компактно и очень мягко было в кабинете.
Путь свой мы продолжили по репетиционным залам. Были в Зимнем саду,были в малом зале, где шла репетиция.
А потом… Потом была встреча с Иосифом Райхельгаузом. Мы сидели в уютных креслах, а он рассказывал.
О жизни, о театре, о других… И ни слова о себе… Нет, конечно,он упоминал себя во всей этой истории, но как свидетеля, не главного участника.
Иногда складывалось впечатление, что Иосиф Леонидович лично принимал участие в некоторых далеких событиях.
Он постоянно говорит «мы», «у нас».
— У нас уникальное здание: это единственный дом на Трубе, который сохранил реальные стены, сохранил сам себя, — говорит художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. — Дому больше 200 лет, и, естественно, за это время он оброс множеством невероятных баек и легенд.
Здесь работал трактир «Крым», в подвале которого располагался зал под названием «Ад». Говорят, это было одно из любимейших мест московских богачей.
— Приходили обычно компаниями — вчетвером-впятером, а уходили вдвоем-втроем, — рассказывает Райхельгауз. — Дело в том, что прямо под домом протекала речка Неглинка, и после пьянки кто-то, как правило, уплывал по реке.
Это я к тому, что знаменитое выражение «концы в воду» возникло именно здесь. Тут же, по словам режиссера, родилась игра в наперстки.
В ресторане «Эрмитаж», который славился не только кухней, но и богато украшенными уютными залами, часто бывали знаменитые москвичи. Чехов за обедом заключил договор с Сувориным на издание собрания своих сочинений, а Горький давал банкет в честь премьеры пьесы «На дне».
По поводу этого банкета хорошо написано у Гилляровского.
Горький привез артистов МХАТа сюда. Весть о том, что приехали «жирные купцы» мнгновенно облетела завсегдатаев Крыма и Ада. И если бы не слава дяди Гиляя в воровской среде Москвы, то ещё и не известно, как сложилась бы судьба актеров.
— Когда я стал руководителем театра и мы переехали в это здание, я пригласил к нам играть Марию Владимировну Миронову, — вспоминает реальный случай из жизни Райхельгауз. — И вот я первый раз встречаю ее на служебном входе, веду по коридорам: «Сейчас направо, теперь налево». Мария Владимировна все слушала, улыбалась, а потом, как только мы зашли с ней в зал «Эрмитаж», остановилась и говорит: «Деточка, еще задолго до твоего рождения мой папа приводил нас сюда по воскресеньям. Вот здесь стояли столы, накрытые белоснежными скатертями. Над каждым столом возвышались пальмы. А в этой ложе пели Шаляпин, Собинов. Качалов читал нам стихи».
Вышли мы в ночную холодную Москву около часа ночи.
Рядышком дышала Трубная площадь. Где-то, вспоминая прошлое, в трубах ворчала река Неглинка. И так захотелось взять и пройтись по улице, названной в честь реки.
Но не сейчас. Неглинная подождет. Скоро и для неё наступит черед быть отраженной в моих записках.