Автор отзыва:
В театре им. М.Н. Ермоловой поставили спектакль по "Крошке Цахес" Гофмана. Совершенно невероятный спектакль.
Пожалуй, такого завораживающего сценического пространства я еще не видела. Пронизанное светом и звуками, оно сочетает в себе полумрак караоке-бара, туманный мистический лес Шьямалана, современное офисное пространство и космическую «кротовую нору». Формально решение сцены двухярусное, но спрятанных внутри смыслов, аллюзий и намеков хватит на десяток уровней.
Начинается все с диалога феи и Цахеса (здесь он начинает разносчиком пиццы, одетым в желтую униформу яндекс-еды), и уже в этот момент становится ясно, что это правильный спектакль. Цахес – трогательно инфантилен, фея совершенно безукоризненна. И абсолютно фея.
фото с сайта театра
Фею Розу играет Роза Хайруллина. И, поверьте, это отдельный восторг, друзья мои. Она офигенная! Если в мире еще и остались феи, то они должны быть именно такими – ироничными, умными, волшебными и ехидными. Словно наблюдатель вне этого мира, на его краешке. Немного напоминает Джуди Денч в сериале про Бонда, которая также слегка отстраненный персонаж, и не менее мудрый и лукавый.
Периодически возникающая трансляция изображения с камеры обеспечивает крупные планы, и одновременно преломляет и искажает образы героев так, что начинаешь терять связь с современной реальностью, погружаясь в реальность, созданную текстом Гофмана. А они не всегда совпадают, между прочим, что делает происходящее немного психоделическим.
А еще есть завораживающая музыка, порой совершенно трансцендентная, и кажется, говорящая больше слов. В общем, как вы поняли сценография здесь - совершенно прекрасна.
Будем честны, на фоне этого завораживающего пространства с его звуками, светом и музыкой актеры выглядят бледновато и несколько теряются. Ну, кроме феи и Цахеса. Про фею вы уже все поняли, она в каком-то смысле гвоздь, на котором висит картина спектакля. Ну и Цахес, конечно же, обращает на себя внимание, как главный персонаж. Остальные действующие лица довольно однородны, малоразличимы и скорее создают некоторое количество "средних людей", чем набор отдельных ярких персонажей. С одной стороны, это вполне можно считать режиссерской позицией, с другой - создает легкую путаницу, которая, впрочем, не мешает общему восприятию.
Интересно, что в отличие от гофмановского злобного малыша-уродца, здесь Цахес вполне обычный человек, попавший волей случая в подходящее время и место (ну не каждому ведь повезло встретить на улице фею и предложить ей пиццу), и больше ведомый, чем проявляющий инициативу. В нем нет злобы, но зато есть некое смирение с обстоятельствами. Он принимает внимание и восторг окружающих со спокойным безразличием, и кажется, что и расстается с выпавшей на его долю славой без особых сожалений. Это тот случай, когда короля делает свита, и безумство хочется приписать даже не столько волоскам, заколдованным феей, сколько массовому увлечению новой "игрушкой". И опять-таки, в этом увлечении нет гофмановской трагедии, а есть лишь некая игра, которую до поры до времени принимают все стороны. Пока не наскучит. Современный мир, как он есть, с его любимым постмодернизмом, равнодушием и быстрой сменой кадров.
фото с сайта театра
На мой взгляд, сделано отлично. И это стоит увидеть. Как минимум, ради потрясающей сценографии и прекрасной Розы Хайруллиной в роди феи. Ощутить волшебство и игру иллюзий.
Теперь вкратце про минусы.
1) Несмотря на то, что у актеров имеются микрофоны и со звуком вроде бы все хорошо (и даже отлично порой), произносимые реплики порой малоразборчивы. Это огорчает, тем более, что текст Гофмана (даже в обработке) полон изящной иронии, которую хотелось бы слышать, а не догадываться о ней. Надеюсь, что это со временем исправится, все-таки премьера.
2) Зал в театре почти плоский, сцена - довольно низкая, причем действие происходит не сказать, чтобы у ее края. Это означает, что хорошо видно с первых пары-тройки рядов, плюс девятый ряд, перед которым большое пространство. Дальше - хуже. Так как значительная часть действия происходит на первом ярусе, очень хочется, чтобы сцена была чуть более приподнята. Иначе часть действия просто теряется за головами впереди сидящих. А тут такая сцена, что даже кусок ее жаль упускать.
Но это я уже придираюсь. В остальном, это весьма интересно сделанный и очень современный по духу спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру.
Кстати, чем меня приятно удивил сам театр Ермоловой (тыщу лет там не была), так это своими дивными запахами. В фойе расставлены ароматические палочки, входишь и сразу попадаешь в совершено особую атмосферу, иной мир. Придумавшему эту идею я бы выдала сразу две премии.