Автор отзыва:
«Сцены из супружеской жизни» Бергмана – невероятно сложный драматургический материал. Сценический эквивалент может получится удачным, только при условии полного погружения двух актёров в предлагаемые обстоятельства.
Неслучайно во МХАТе им. Горького для первой премьеры после обновления руководства был выбран именно Бергман. Здесь есть и камерность, и глубокий психологизм, и жанровый синтез.
Он и она, Марина и Иван. На самом деле, они могут носить любые имена. Потому что извечная тема противостояния женского и мужского, единства и борьбы противоположностей звучит в спектакле особенно остро. Режиссёр-постановщик народный артист РСФСР Андрей Кончаловский талантливо переносит шведские семейные реалии на русскую почву, тем самым давая понять, что тема трагической разобщённости людей универсальна.
За два с половиной часа мы наблюдаем удивительную метаморфозу – от идеальной семьи до полного её краха. Потрясающий актёрский дуэт заслуженной артистки Юлии Высоцкой и народного артиста Александра Домогарова дарит зрителям яркую палитру эмоций. Герои любят, ненавидят, ревнуют… Режиссёр словно софитом высвечивает самые потаённые бездны их душ – одиноких, озлобленных, уставших. И во всём этом просвечивает и страсть, и нежность, и какая-то неуловимо чеховская тональность – в мимике, сценографии, мизансценах (как известно, Андрей Сергеевич поставил чеховскую трилогию на сцене театра Моссовета).
02. Марина - Юлия Высоцкая
Ещё один неожиданный режиссёрский ход – выбор времени действия. Марина и Иван живут в советской действительности. Их личная драма разворачивается на фоне масштабных событий в стране. В музыкальном оформлении спектакля задействованы песни Аллегровой, Киркорова, группы ДДТ, и это органичным образом вплетено в канву постановки.
03.
Парадоксально, но радость общения у героев появляется лишь после окончательного решения о разводе. Только тогда они начинают говорить друг с другом откровенно, а в их отношениях снова появляются интерес, интрига, чувственность.
04.
Иван - Александр Домогаров
Пронзительна финальная сцена – герои находятся «среди ночи, в тёмном доме, где-то на краю света». Они сидят у камина, ей снится страшный сон, и он успокаивает её, нежно прижимая к себе, как ребёнка. Затем разговор по душам, в том числе и о свободе (как в контексте советских реалий, так и с позиций вневременных). Появляется ностальгическая интонация, сердце щемит от этих двух таких несуразных, но всё-таки счастливых людей. А может, не растерять чувства важнее, чем сохранить брак?
05.
Получился спектакль очень современный, затрагивающий болезненные точки, но вместе с тем – динамичный, изящный, лёгкий. Мужская и женская линии пересекаются, образуя тончайший кружевной рисунок, заставляя то плакать, то смеяться.
06. Марина - Юлия Высоцкая, Иван - Александр Домогаров
...И всё-таки грядёт весна! Так хочется верить, что если героям не дано быть вместе здесь и сейчас, то возможно дыхание их любви продлится в вечности.
07. Юлия Высоцкая, Андрей Кончаловский, Александр Домогаров
08.
09.
10.
11.
Алина Бурмистрова
Фото: Михаил Брацило / Москультура