Автор отзыва:
Мы с дочкой вчера посмотрели в нашем любимом МТЮЗе новый спектакль «Вариации тайны». С этим спектаклем было связано ну очень много ожиданий. И…они оправдались на 200%!
Итак, в ролях:
Абель Знорко – Игорь Гордин
Эрик Ларсен – Валерий Баринов.
Спектакль потрясающий, что не удивительно, так как и пьеса интересная и глубокая, и спектакль поставлен большим мастером. Ну и конечно актеры…О чем спектакль? О любви, о разной любви – от эгоистичной страсти до мягкой жертвенности. Бывает ли такая любовь, которую описывает Знорко? Бывает. Любовь ли это? Не знаю, может это страсть. Но это любовь страшная – сжигающая, порабощающая, уничтожающая. Считаю, что решение о расставании было принято Абелем правильно. Но это решение не является окончательным, так как не дай бог испытать такую любовь. В ней нельзя быть вместе, в ней нельзя быть порознь. В этой любви невозможно построить семью, так как в такой страсти человека невозможно делить ни с друзьями, ни с родными, ни с работой, ни с чем. А расставание лишь частично облегчает, дает возможность дышать. Такая любовь на всю жизнь оставляет неизлечимые раны.
Семью же создают в совсем других чувствах, таких как у Эрика. Уважение, забота, мягкое тепло. Понимание и сострадание, которое распространяется на все вокруг.
Две разных любви, две разных Элен. Как жить дальше любящим ее мужчинам? Мне кажется только рядом. Не важно – буквально или в письмах. Но лишь они двое способы понять друг друга. Лишь их общие воспоминания (хотя общими их назвать очень сложно) позволят именно жить дальше, а не стариться, как сказал Абель Знорко.
Спектакль очень глубокий, заставляет задуматься о том, какие чувства мы хотим испытать, нужно ли жалеть об утраченном или неизведанном. Несмотря на то, что 2 часа на сцене лишь диалоги, мы сидели, затаив дыхание. 2 часа пролетели как один миг.
Пьесу я успела прочитать. И в процессе прочтения Игоря Гордина представляла очень ярко. А вот с Валерием Бариновым не складывалось. По пьесе его герой был лет 30-40. И это мне очень мешало представить актера в образе Эрика Ларсена. И как я рада, что все мои опсаения были напрасными! Валерий Баринов прекрасно справился с ролью. Но тут не малая заслуга режиссера – Камы Гинкаса. Он, не исказив сюжета, очень ювелирно отшлифовал места возраста персонажа. И получилось невероятно. Вообще рада, что увидела Валерия Баринова в новом образе – мягком, сентиментальном, тонко чувствующем. Ну и Игорь Гордин! Он шикарен! Замкнутый, самовлюбленный эгоист. Интроверт на грани аутизма. Человек, замкнутый в своем мире, привыкший настолько скрывать свои чувства, что даже себе в них не признается. Как он постепенно раскрывается, неохотно, против воли, под давлением оппонента. Как из-под маски бесчувственного сноба начинает просвечивать страдающий, неуверенный в себе человек. Его жаль до дрожи в пальцах и сердце. Игорь Гордин заслуженно собрал огромную охапку цветов. И аплодисменты обоим актерам были не зря такими долгими, их не отпускали минут 10.
Хочу отметить работу Сергея Бархина. Как всегда, потрясающе. Декорации сразу переносят нас в некое скандинавское шале, с темными стенами, прямыми линиями, обстановкой, характерной для гостиной подобного дома. Уютно, без лишней роскоши, с чувством стиля и достатка. И свет! Невероятное оформление света в виде больших голубых шаров – то ли лУны, то ли звезды. И светящиеся волны, как бы ассоциируешься с морем (действие то происходит в домена острове). И в конце волны опускаются, иллюстрируя сумерки перед наступлением полярной зимы. Очень красиво и пронзительно!
Мы обязательно повторим просмотр этого потрясающего спектакля, уже с 1 ряда, так как нужно видеть глаза героев. Мне немного не хватило эмоций (нет, они были, просто с наших мест и с не очень хорошим зрением мы их недостаточно хорошо видели).
И единственное замечание – звук. Чувствовалось, что по сцене расположены микрофоны, но были и «мертвые зоны». И если актеры находились в подобной зоне и говорили не очень громко, то расслышать их было очень и очень трудно.
Обязательно рекомендую спектакль всем, кто умеет чувствовать, любить, сострадать.
P.S. Не могу снова не высказаться про зал! Неоднократно за спектакль вспоминала шутку: «Когда люди заболевают, 30% идут к врачу, остальные – в театр». Это не шутка, это реальность. Весь спектакль по всему залу раздавался непрекращающийся кашель. Периодически в задней половине партера несколько старческих голосов просто говорили громким голосом. А ведь спектакль довольно тихий. Его нужно очень внимательно слушать. И это зачастую было просто невозможно. Давно заметила, когда в зале много пожилых (а их было больше половины) людей по социальным билетам, то нормально смотреть спектакль практически невозможно. Почему то эти «театралы» считают допустимым во время спектакля в голос обсуждать то, что видят на сцене, включать телефоны, шуршать пакетами и т.д. Все понимаю, старость нужно уважать, самой недалеко до старости. Но должны же быть какие-то рамки! Зал был просто безобразным!
Фото: Елена Лапина / Сайт МТЮЗ