Автор отзыва:
Как же сложно писать о спектакле, когда самое интересное заключается именно в перипетиях сюжета и в реакции на них наших героев… Или может быть забыть про правила хорошего тона и выдать пару-тройку хороших таких спойлеров? Охохонюшки, как же страшно жить…
Но всё же попробую рассказать всё по порядку.
Когда-то очень давно, лет этак тридцать с небольшими копейками назад, я попал в одно очень интересное место. Помимо того, что интересным было само место, там оказалось несколько очень хороших и так же интересных людей. И если вы помните те времена, то помните, что такое было открыть для себя ранний «Аквариум» и Pink Floid. А если слушать в полной сосредоточенности и только свечка выхватывает из темноты лица друзей и откуда-то издалека, слегка приглушённые, доносятся звуки жизни небольшого городка?
Ну что, представили себе атмосферу? Вот-вот. Но речь пойдёт не о русском роке и не о британской психоделике, все эти воспоминания должны были лишь создать нужный антураж, давайте же поговорим о литературе.
Я ничего не имею против социалистического реализма и реализма вообще, восприятие жизни «без прикрас» тоже имеет право на существование, высокую драму можно найти даже в сумеречных глубинах металло-прокатных цехов, но наши молодые сердца, скованные рамками этой самой «без прикрас», искали чуда, искали чего-то такого, что могло вывести наше воображение куда-то туда, за пределы, мы искали способы прозревать горизонты и открывать просторы Вселенной. По молодости своей мы понятия не имели о всяческих расширяющих сознание веществах, ограничиваясь только музыкой и словами, и поверьте, этого вполне хватало.
И вот теперь пришло время назвать имя.
Анатолий Андреевич Ким, русский прозаик, драматург и переводчик, сценарист.
С него для меня началось знакомство с литературой, не входящей в школьную программу ни по списках Министерства Образования, ни по идеологическим стандартам, но по… Эта литература просто никуда не входила, она была интересна сама по себе.
Было время, когда чтобы добыть книгу, надо было приложить определённые усилия. Надо было побегать по знакомым, надо было оказаться в нужное время в нужном книжном магазине, в конце концов надо было чтобы в нужном месте в нужное время оказалась нужная сумма денег (и не три копейки, как вы понимаете), и только тогда… И только тогда появлялся шанс по возвращении домой утонуть глазами в пахнущих типографской краской страницах.
Да-а, были времена. Может быть мы все были моложе, может быть мы все были лучше, но всем нам есть что вспомнить, и это хорошие воспоминания. И руки порой надолго замирают над клавиатурой, когда воображение и память начинает рисовать картины…
Какое долгое вступление! А всё потому, что на днях я снова встретился с волшебными текстами Анатолия Кима. И было это почти как в старые добрые времена – без причёсанного академизма солидных театров, без холодной профессиональной выверенности движений и реплик, но искренно, просто до безобразия искренне! Этот спектакль – живой организм, он меняется с каждым показом, он растёт, развивается, появляются новые смыслы и оттенки, и поэтому если вы видели его один раз, это ещё не значит, что вы видели всё, что могли увидеть. Но, впрочем, для Театра Весь Мир это нормально, за что я их и люблю. Там всегда интересно. Что-то может понравится, что-то может не понравится, но скушно не бывает никогда.
А вот теперь вопрос. Вы пробовали когда-нибудь рассказать сны и о снах? Рассказать так, чтобы, во-первых, всем было понятно рассказанное, во-вторых, чтобы ничего не перепуталось, а самое главное – чтобы через полтора часа после начала вы, уже почти впавшие в тоску (текст Кима не совсем радостный, что уж там говорить) и разочаровавшиеся в человечестве и настоящего и будущего, вдруг возвращаетесь к жизни в буквальном смысле одной фразой и одним движением? И кому из вас это удавалось? Ой, ладно, я даже вид не буду делать, что поверил.
А вот Анастасии Яблоковой и её актёрам это удалось. Как? Пусть это останется за пределами этой заметки, я не хочу разрушать магию, но это удалось и это есть хорошо и хорошо весьма. Но вы спросите – а что, собственно, я могу сказать о собственно спектакле? Да наверно ничего я не буду говорить. То количество воспоминаний, проснувшихся в моей памяти после просмотра и размышлений об увиденном, говорит само за себя. Что-то где-то зацепило механизмы в Чертогах Памяти и в Глубинах Чёрной Души - и понеслось…
P.S.
К вопросу о снах, небольшое дополнение.
Сегодня утром мне приснилась лошадь, которая спряталась от полиции, забравшись на дерево. Странное дело, скажете вы, но в снах бывает всякое? Видели бы, как эта лошадь покупала бижутерию на колхозном рынке…